Средняя школа №2 в этом году отмечает солидный юбилей – 175 лет. Она старейшая в Горках. Мы продолжаем публиковать статьи, посвященные этому учебному заведению. Воспоминаниями о второй школе с нами поделиласьее выпускница Тамара Павловна Храмко, в девичестве Степанова, коренная жительница Горок. Родилась в 1948 году, во вторую школу пошла спустя семь лет. Жила с родителями на территории академгородка, как раз напротив нынешнего учебного корпуса №16.
В школу ходила пешком и самостоятельно
– Родители привели меня в школу лишь в первый раз. Я почти сразу заблудилась в ее коридорах. Меня, растерянную девочку, взяла за руку какая-то учительница и вывела к моему классу.
От двоюродной сестры мне достались ботиночки, платье было длинное, на вырост. Наверное, классе в пятом мама отдала мне свое пальто. Оно было мне до пола, рукава приходилось подворачивать. О том, чтобы подогнать вещь по размеру и речи не было, пальто я носила много лет, – вспоминает наша собеседница.
В школу ворвался пьяный с ножом – детей защитила классная
В классе было около 30 человек. Первую учительницу звали Мария Демидовна Грекова. Она была очень добрая и заботливая. Человеческие качества этого педагога ярко характеризует такой случай: в школу ворвался какой-то пьяный с ножом, влетел в класс малышей, а Мария Демидовна не растерялась, смогла защитить своих подопечных.
– Помню, мы, детвора, очень перепугались. Мне показалось, что нож у него был просто огромный. Мы заорали и врассыпную, учительница нас закрывала, как могла. На гвалт прибежали мужчины-педагоги, скрутили и уволокли смутьяна, – улыбается Тамара Павловна.
Она помнит, что в те годы в школе было тепло, полы были деревянные, а классы – светлые и просторные. А вот было ли организовано питание, не уверена. Скорее всего, все брали "ссобойки".
Новый год как волшебство
В те годы в этом учебной заведении были потрясающе интересные новогодние утренники. Высокую елку до самого потолка ставили на втором этаже. Учителя и старшие школьники ее украшали, а малышей до поры до времени не пускали. Потом, когда распахивались двери, для ребятни праздник оборачивался настоящим сюрпризом и волшебством.
За елкой была оборудована своеобразная сцена – туда стремились мальчики и девочки, чтобы поскорее рассказать стих или спеть для Дедушки Мороза.
Учителя от Бога
По словам Тамары Павловны, многие учителя были тогда действительно от Бога. К сожалению, она не помнит полных имен педагогов, но след в детской душе они оставили самый светлый.
– Геометрию у нас вела невысокая темноволосая женщина по фамилии Токвель. Ее предмет весь наш класс знал просто назубок. Она так преподносила и растолковывала материал, что даже я знала геометрию на отлично, хотя точные науки мне давались не особо.
Русский язык вел учитель по имени Сергей Лукич. Когда он рассказывал, класс буквально замирал – было слышно, как летит муха. Он всегда был готов ответить на любые вопросы.
Педагога по фамилии Стремужевский слушались даже "отпетые бандиты". И это при том, что он никогда не повышал голос. Учитель брал не страхом, а силой личности и обаянием.
Елизавета Фомченко – классная руководительница, вела английский язык. Была строгой, но справедливой.
В наше время ни у кого из этих учителей не было кличек, дети даже между собой называли их по имени-отчеству.
Детей строго не наказывали
Наша собеседница рассказывает, что многие ее одноклассники уже ушли из жизни. До сих пор она поддерживает контакт с тремя Раисами: Гаврюшиной, Сидоровой (в девичестве) и Пугач (по мужу). Сейчас это уже почтенные женщины, а в середине прошлого века они были девчонками.
В те годы подростки были такими же шкодными, как и сейчас. От нынешних их отличает лишь то, что пакости они делали в реальном мире, а не в виртуальном. К примеру, наполняли водой воздушные шарики и бросали со второго этажа, баловались со спичками. Но хулиганов в школе строго не наказывали, по крайней мере, обходилось без телесных взысканий. А вот дома родители могли всыпать за двойки или проказы.
Несмотря на то что Тамаре частенько попадало от родителей за невыученные уроки, она с огромной теплотой вспоминает годы своей школьной юности.