В Горецком историко-этнографическом музее проходит выставка под названием "Бронетехника Второй мировой войны". Михаил Гаврилов, автор представленных на экспозиции работ, рассказал об этом увлечении, которое не оставляет порой времени на перекус и сон.
"Сделано столько, что ни в одной квартире не поместится"
Интерес к макетированию пробудился в маленьком Мише класса с шестого. Новомодных гаджетов тогда не было, и подростки развлекали себя самыми разнообразными придумками. Кто-то собирал марки, другие – терзали в гараже старенький мопед, а Михаил присматривался и пробовал собирать модели военной и гражданской техники, благо разнообразных конструкторов в то время хватало.
Сперва собирал по вложенным в конструктор рисункам-схемам, потом пришло творчество. Стало интересно добавить в модель что-то свое, приблизить к оригиналу, набросать собственный макет будущей машины.
Подросток увлекся книгами, искал чертежи и живо, панорамно представлял, как будет выглядеть его следующее изделие.
– Родители поддерживали мое увлечение. Бывало, мы с ребятами-ровесниками на летних каникулах во дворе нашего дома собирали мини-городки из всякого подручного материала. Взрослым нравилось – мы не баловались, не шкодили, и, увлеченные своим делом, все время были на виду, – вспоминает мастер.
В юные годы у Михаила была мечта – стать одним из лучших в этом деле, собирать модели настолько классно, чтобы они доставляли радость окружающим. Поэтому каждую свою работу наш собеседник помнит, хотя с момента первой выставки прошло 20 лет.
– Первая выставка состоялась в Витебске в 1996 году. Под мои работы был отведен отдельный павильон, было представлено около 50 моделей. Вообще, за все годы творчества было сделано столько, что если бы хранить все работы вместе, ни одна квартира не уместила бы, – улыбается Михаил Николаевич.
Чем точнее – тем дороже
Судя по тому, что работы Михаила Николаевича, который работает методистом в РЦК, очень востребованы, он добился высокой степени мастерства. Не так давно одну из своих коллекций он подарил белорусскому музею. Заказы на модели и панорамные экспозиции приходят не только от соотечественников, но из-за рубежа. Насколько же точные копии военной техники может изготавливать мастер?
– То, насколько модель будет соответствовать оригиналу, зависит прежде всего от заказчика. Здесь имеет значение такой момент: чем точнее модель, тем дороже она стоит. Это важно для тех, кто приобретает мои работы для своих коллекций, – объяснил мастер. – К примеру, на выставке, которая сейчас проходит в Горецком историко-этнографическом музее, есть и абсолютно точные копии, и просто достаточно близкие к оригиналам модели. Дело в том, что чертежи не всякого танка можно сейчас достать, поэтому есть машины, у которых сходство с оригиналами представлено процентов на 90, – поясняет автор.
Хобби Михаила Николаевича требует периодических материальных вложений – качественные заготовки, клей, аксессуары стоят не дешево. Тем не менее, семья поддерживает увлечение мастера – в квартире отведена целая комната, совмещающая в себе мастерскую, хранилище и мини-музей.
По словам Михаила, самое ценное из того, что приходится вкладывать в работу – душа и время. Эти затраты неоценимы и именно их больше всего приходится отдавать в процессе творчества.
Душа должна "созреть"
На наш вопрос о том, за сколько недель или месяцев можно собрать модель небольшого размера, Михаил Николаевич ответил: "Это как муза посетит". В некоторых случаях, при особом вдохновении и наличии материалов, машину без диорамы можно собрать за месяц.
Обычно такое бывает в отпуске, когда лишь несколько часов в сутках отводится на сон и перекус. В обычном спокойном режиме работа занимает около трех месяцев.
Если же что-то не заладилось, макет может быть отложен на год или даже больше. Мастер обязательно к нему возвращается после того, как душа созреет.
В коллекции нашего собеседника есть танки, собранные "из коробки". Это те, которые продаются в магазинах в виде запчастей. Они пластиковые, представленные детали зачастую переделываются, что-то докупается и подгоняется, чтобы будущий макет более точно соответствовал чертежам.
Другие же модели полностью созданы вручную, в них нет ни одной детали-заготовки. К примеру, недавно на одной из выставок вокруг такой "ручной" модели разгорелся нешуточный спор. Специалисты думали-гадали, из чего же собрана эта машина, и испытали легкий культурный шок, когда узнали, что объект спора сделан из бумаги!
За рубежом, в нашей стране и даже в нашем городе у Михаила есть единомышленники. В Горках таких ребят двое, а сколько коллег по всем миру – мастер считать не брался. Он активно ведет переписку с коллегами из России, делится опытом с девушкой из Австрии, всегда готов к диалогу с молодыми, теми, кто в деле моделирования делает лишь первые шаги.
– В Горках сложился даже небольшой клуб по интересам, в который входят молодые ребята, недавно увлекшиеся этим делом. Старший сын занимается рисованием и, постепенно, присматривается к моей работе, что-то уже пытается делать, что ему по силам. Но заставлять и наставлять на этот путь я его не буду, ребенку нужно предоставить свободу выбора. Если сам захочет и придет за советом – обязательно помогу.