суб, 27.04.2024
horki.info в Viber horki.info в Instagram horki.info в Одноклассниках horki.info в ВК horki.info в Facebook horki.info в TikTok horki.info в YouTube Новости horki.info по почте

Коллекция из имения Романово (нынешнее Ленино). Кто ее собирал и где теперь все эти ценности?

18.01.2024 – 20:41 | 1325

Во дворце местечка Романов (нынешнее Ленино) некогда находилась большая коллекция произведений искусства – живопись, предметы из бронзы и керамики, оружие и многое другое. Кто, как и сколько ее собирал, а главное – где сейчас можно посмотреть на эти ценные экспонаты? Рассказывает исследователь местной истории Владимир Лившиц.

Дворец Дондукова-Корсакова в Романове. Рисунок Наполеона Орды. 1877 год.

В Италии сделался особым любителем художеств и музыки

Все началось с дворянина Никиты Ивановича Дондукова-Корсакова, который жил с 1775 по 1857 годы. Изначально его фамилия была Корсаков, а его родовое имени находилось в селе Полонное (ныне Порховский район Псковской области). В 1801 году Никита Иванович женился на княжне Вере Ионовне Дондуковой, а имение Романов получил в приданое. После свадьбы по Указу правительствующего сената от 15 июля 1802 года получил разрешение принять герб и фамилию жены, последней в роду Дондуковых. Так Никита Иванович стал князем Дондуковым-Корсаковым.

Портрет князя Никиты Ивановича Дондукова-Корсакова. 1821 год.

Вера Ионовна часто болела, поэтому в мае 1804 года семейство отправилось на лечение за границу. Там они провели более двух лет. Год в Венеции, затем несколько месяцев в Неаполе, Пизе, Флоренции и Риме. Потом – в Баварии и Швейцарии. Из-за границы они привезли коллекцию картин, бронзы, мозаики, оружия и других вещей. Покупка произведений искусства в те времена среди знати считалась обычным делом. Ими украшали стены дворцов и имений, и, естественно, хвастались перед соседями.

Никита Иванович постепенно приобрел страсть к коллекционированию. После поездки за границу посещал во время проживания в Петербурге блошиные рынки, где продавали антикварные вещи. Вера Ионовна также пристрастилась к покупке произведений искусства. Особенно ей нравились изделия из мозаики, в Италии она даже научилась сама их делать.

Неудивительно, что дом Дондуковых-Корсаковых в Петербурге, замки в Романово и Полонное превратились в небольшие музеи с картинными галереями, собранием ваз, мебели и прочих предметов.

Его внук, князь А.М. Дондуков-Корсаков (1822-1894) вспоминал: "В Италии Никита Михайлович сделался особым любителем художеств и музыки. Он там накупил несколько хороших картин, масляными красками писаных, мозаики и других вещей и старой бронзы. Он в доме устроил целый музей разных редкостей, как-то: картин, китайских вещей, этрусских ваз и всяких вещей, которых он накупал по случаю и всегда по дешевой цене".

А правнук, наш современник писатель Н.В. Волков-Муромцев (1902-1995) считал, что у прадедушки в коллекции было более 130 произведений живописи: картины "в большинстве были Голландской, Фламандской и Итальянской школы XVI и XVII века, но из знаменитых художников было только три: сцена из греческой мифологии, писанная Джорджоне, "Святая Цецилия" Гвидо Рени и портрет старика Рафаэля Менгса. По теперешним временам, и все остальные картины, вероятно, были бы очень ценными. Был также один Коро, купленный позднее. У меня до сих пор осталось четыре миниатюры начала XIX века, копии со знаменитых картин Рафаэля и Луиджи, а также семейные миниатюры предков".

Со временем князь Никита Иванович стал считаться знатоком живописи, благодаря чему был избран почетным членом Академии художеств России, он покровительствовал художникам и помогал им деньгами.

А вот заниматься имениями не хотел и поручал это управляющим. Правда, была у него попытка заняться устройством трех конных заводов, один из которых был организован в Романово. Однако эта затея принесла одни убытки. Известно, что завод в Романово был уничтожен во время войны с Наполеоном, войска которого дважды проходили в 1812 году через Могилевскую губернию. После войны Никита Иванович восстановил завод в Романово, но дохода он не приносил.

А еще в этом местечке Дондуков-Корсаков открыл мануфактуру, где работало 86 человек и выпускали талесы – одежду для еврейских религиозных обрядов.

"Все то, что было доступно только богачам, стало возможным для всех"

Следующий владелец имения в Романово был князь Алексей Михайлович Дондуков-Корсаков, который навел строгий учет собранной коллекции и пополнил ее. На оборотной стороне некоторых картин он дал указание поместить бумажные наклейки с надписью: "Князь А.М. Дондуков-Корсаков". На одной из картин "Пейзаж с мостом" имелась сургучная печать с изображением княжеского герба.

Считается, что позднее имение перешло к князю Владимиру Дондукову-Корсакову (1840-1902) – действительному статскому советнику, вице-директору Департамента общих дел Министерства путей сообщений. Его дочь княжна Надежда Владимировна (1867 – умерла после 1916 г.) вышла замуж за Л.И. Изъединова. Так как род Дондуковых-Корсаковых по мужской линии прервался, Указом сената 12 апреля 1907 г. ее муж получил право именоваться князем Дондуковым-Изъединовым. В годы Гражданской войны он воевал на стороне белых и уехал за границу.

В имении Романово короткое время жил его сын, лейтенант флота Сергей Владимирович (1874-1898). Он умер и был похоронен там же.

Последней владелицей имения Романово была княгиня Мария Владимировна. Ее судьба не известна. Профессор БГСХА, заслуженный экономист БССР Макс Залманович Фрейдин слышал от довоенных жителей Ленино, что княгиня после революции 1917 года работала в Москве учителем французского языка.

После октября 1917 года имение Романово было национализировано, на его базе был создан совхоз, а местечко вскоре получило имя Ленино. Художественные ценности из имения перевезли в Горки, и на их базе был создан уездный музей. Наш земляк, известный писатель Лев Разгон посещал его и вспоминал: "Все то, что было доступно только богачам, стало возможным для всех. В городе открылся музей. Туда свезли из имения князя Дондукова-Корсакова, из домов дворян и купцов красивую мебель, редкие ковры, драгоценный фарфор, старинные шпаги и пистолеты, нарядную парчовую и бархатную одежду. И мы могли смотреть на эти вещи, любоваться картинами, трогать (тайком от служителя музея) мягкий ворс бархата, кружевную насечку на пистолетах".

"Портрет женщины с большим воротником"

Так Беларусь утратила ценности, которые могли бы попасть в Горецкий музей

В 1922 году произошла административная реформа, Горецкий уезд присоединили к Смоленской губернии, всеми музеями стал руководить отдел музеев Народного комиссариата просвещения.

В 1923 представители Смоленского губернского музея выехали в Горки. Приехав в наш город, они установили, что музей, в который перевезли произведения искусства из имения Романово, закрыт, а вся коллекция находится в неприспособленном помещении. В письме в отдел Главнауки Народного комиссариата просвещения, было написано: "Вещи были обнаружены Губмузеем, сложенными в кладовой под лестницей в здании уездного земельного отдела, где они находились с момента ликвидации музея, еще до того времени, когда Горецкий уезд был присоединен к Смоленской губернии".

Отмечалось, что какая-либо учетная документация отсутствовала, на самих произведениях не было никаких обозначений, свидетельствующих об их отношении к Горецкому музею, лишь в некоторых случаях были печати и этикетки о принадлежности произведений семейству Дондуковых-Корсаковых.

21 марта 1923 часть коллекции перевезли в Смоленск, потому что посчитали, что дальнейшее хранение картин в таких условиях может привести к их гибели. Таким образом, в Смоленский губернский музей поступило 25 работ западноевропейских художников XVI-XVII вв. Вывезли не все картины, а видимо только те, которые посчитали самыми ценными.

На момент передачи установить авторов полотен не удалось, видимо, на картинах не было автографов. Однако сотрудники Смоленского музея уже при первичном осмотре установили, что "среди картин большинство представляет собой старые копии с мастеров итальянской школы XVI-XVII веков, часть же оказалась ценными оригиналами, главным образом нидерландской школы (портреты)". Например, в состав увезенной из Горок коллекции входила картина "Портрет ювелира", по времени создания относимая к эпохе итальянского Возрождения.

Почему был закрыт Горецкий музей, нам не известно. Но вот почему картины оказались в кладовой под лестницей, можно высказать предположение: для картин нужно большое помещение, а его, видимо, не оказалось. Известно, что в Горках в первые годы советской власти, как и везде, появилось много различных советских организаций и учреждений, которым не хватало помещений. Например, в дом известного ученого М.В. Рытова, который 40 лет работал в Горецких сельскохозяйственных заведениях, сначала вселили уездный военкомат, а потом ученого выселили из собственного жилья во флигель, заявив, что частная квартира не совместима с уездной организацией.

В 1924 году после очередного административного преобразования Горецкий уезд вернули в состав Беларуси. В этом же году директор Белорусского государственного музея обратился в Смоленский губернский музей с ходатайством о передаче произведений искусства, вывезенных в 1923-ем. Какой был получен ответ, нам не известно, однако полотна до сих пор вернуть не удалось.

Так Беларусь утратила ценности, которые, возможно, могли бы попасть и в Горецкий районный историко-этнографический музей.

"Три отрока в пещи огненной". Хогстратен ван Самюэл. Голландия, XVII век.

Вернутся ли картины из собрания Дондуковых-Корсаковых в Беларусь?

Из картин, которые привезли из Горок в Смоленск, две – "Молящаяся женщина с курильницей" и "Мадонна со спящим младенцем" – оказались в Смоленском антирелигиозном музее. К сожалению, там они погибли во время войны. Такая же судьба была у картины "Дети у наковальни", автором которого считался итальянский художник XVII века Лука Джордано (1634-1705). Это полотно передали из Смоленска на временное экспонирование в музей города Ельни.

Привезенными из Горок картинами заинтересовались в российский Государственном музее изящных искусств (ныне – Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Особое внимание привлек "Портрет женщины с большим воротником". Считалось, что автором может быть знаменитый голландский художник XVII века Франс Хальс (1582/1583-1666). Смоленскому музею вместо этой картины передали 30 менее ценных полотен западноевропейских художников. Так "горецкая" картина оказалась в Москве. Однако вскоре экспертиза выяснила, что это всего лишь копия.

Искусствоведы Смоленского музея вскоре приступили к изучению привезенных из Горок картин, но этому помешала Великая Отечественная война. Когда началось освобождение Смоленской области, фашисты заставили военнопленных сбить из сырых досок ящики, переложили картины сырой стружкой и пытались вывезти их в Германию. Из-за этого полотна сильно пострадали, и когда в 1950 году удалось их вернуть, то пришлось отправить на реставрацию в Москву.

Прошли годы, и сотрудники Смоленского музея проделали большую работу, чтобы определить подлинность картин. В результате было уставлено, что авторской работой является всего одно полотно голландского художника, все остальное – копии или полотна, написанные неизвестными мастерами.

"Портрет ювелира". Неизвестный художник. Италия, XV век.

Вернутся ли картины из собрания Дондуковых-Корсаковых в Беларусь и попадут ли в Горецкий районный историко-этнографический музей? Скажем честно, что вряд ли такое произойдет, ведь прошло уже 100 лет, как они находятся за границей нашей Республики. И в Смоленске приложили много усилий и средств по их реставрации и изучению.

А вот попросить сделать качественные слайды, а с них – компьютерные копии – реальная возможность и задача сотрудников белорусских музеев.

Список картин, поступивших из города Горки в Смоленск

  1. Неизвестный художник. Мужской портрет. Фландрия. 1624 год. Холст, масло.
  2. Неизвестный художник голландской школы XVII в. (Франс Хальс Старший?). Портрет пожилой женщины с большим воротником. Холст, масло. Передан в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
  3. Неизвестный художник. Женский портрет. Голландия. XVII в. Дерево, масло.
  4. Неизвестный художник. Мужской портрет. Голландия. XVII в. Дерево, масло.
  5. Неизвестный художник. Святое семейство. Фландрия. XVII в. Дерево, масло.
  6. Неизвестный художник. Отцелюбие римлянки (копия с картины П.П. Рубенса).
  7. Неизвестный художник. Мадонна с младенцем. Италия. XVII в. (?)
  8. Неизвестный художник. Портрет старика. Дерево, масло.
  9. Неизвестный художник. Портрет старухи. Дерево, масло.
  10. Неизвестный художник. Портрет девочки с жезлом. Голландия. XVII в. Дерево, масло.
  11. Неизвестный художник. Амур. Холст, масло.
  12. Неизвестный художник. Горный пейзаж с мостом через реку и водопадом. Голландия. XVII в. Холст, масло.
  13. Неизвестный художник. Молящаяся женщина с курильницей. Холст, масло. Передана в Антирелигиозный музей в 1930 г.
  14. Неизвестный художник. Кающаяся Магдалина (копия с картины Тициана). Холст, масло.
  15. Неизвестный художник. Мадонна с младенцем. Италия. Холст, масло.
  16. Неизвестный художник. Мадонна с Христом и Иоанном. Италия. Холст, масло.
  17. Неизвестный художник. Пейзаж с развалинами у реки. Франция. Холст, масло. Погибла в годы войны.
  18. Неизвестный художник. Пейзаж с колонной у реки. Франция. Холст, масло. Погибла в годы войны.
  19. Неизвестный художник. Дети у наковальни (копия с картины Л. Джордано). Холст, масло. Временно передана в Ельнинский музей.
  20. Неизвестный художник. Портрет ювелира. Италия. XV в. Дерево, масло.
  21. Хогстратен ван Самюэл. Три отрока в пещи огненной. Голландия. XVII в. Дерево, масло.
  22. Неизвестный художник. Обручение Девы Марии. Италия. Холст, масло.
  23. Неизвестный художник. Обручение. Италия. Холст, масло.
  24. Неизвестный художник. Мадонна со спящим младенцем. Италия. Холст, масло. Передана в Антирелигиозный музей в 1930 г.
  25. Неизвестный художник. Святая Цецилия. Италия. Дерево, масло.

О том, какие ценности из дворца Дондуковых-Корсаковых остались в Беларуси после закрытия Горецкого музея в 20-х годах прошлого века, расскажем в следующем материале.

Владимир Лившиц

 

Изображения картин взяты из статей:

  • Полулях А.И. Картины Горецкого музея из коллекции А.М. Дондукова-Корсакова в коллекции Смоленского музея-заповедника // Музейный вестник. Выпуск IV-V. Смоленск, 2010-2011. С. 9-18.
  • Полулях А.И. К истории формирования музейной коллекции. Франс Хальс // Музейный вестник. Выпуск III. Смоленск, 2008. С. 120-127.

Падзяліцца

Viber Аднакласнікі УКантакце Facebook Email