В Горецком районе нацисты уничтожили еврейское население деревни Верещаки, которая после войны так и не возродилась.
27 января решением ООН объявлен Международным днем памяти жертв Холокоста. В этот день в 1945 году советские войска освободили крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим.
Откуда здесь евреи?
В середине XIX века царское правительство, чтобы привлечь евреев к сельскохозяйственному труду, решило организовать для них земледельческие колонии или как тогда говорили "посадить" евреев на землю. Для этого даже создали специальный комитет. Первые поселения в Горецком уезде организовали в 1849 году в деревнях Сава и Рудковщина. В 1851 году появилась колония-поселение в деревне Верещаки, где жило несколько белорусских семей.
Вначале в Верещаки приехало девять семей евреев. У них было 126 десятин земли, 14 лошадей и 15 коров. Когда о создании поселения стало известно в еврейских общинах Беларуси, туда стали приезжать соплеменники из Орши, Дубровно, Витебска, Бобруйска и Минска. Например, родственники Ларри Кравитца, который в настоящее время живет в США, приехали в Верещаки из Минска.
Исаак Аронов, родители которого жили в Верещаках, вспоминал, что "…отец Мордух приехал в эту деревню из Бобруйска на штукатурные работы, да приглянулась ему местная девушка Цира Каган. Так и остался он в Верещаках, купив 2,5 десятины земли. После октября 1917 года его семье "прирезали" еще 1,5 десятины. Евреи деревни занимались кроме сельского хозяйства, ремеслом. Работало три сапожника, три кузнеца, один портной. Имелась красильня, соломорезка и маслобойка и сюда свозили молоко и солому со всей округи".
В 1898 в Верещаках проживало 168 человек, которые работали на 120 десятинах земли.
В местной школе преподавал известный еврейский поэт
После октября 1917 года Верещаки оказались в составе Шарипской волости Горецкого уезда. Здесь работало крупнейшее в уезде еврейское земледельческое хозяйство, где жило более 40 семей. У некоторых из них было от 10 до 15 десятин, но были и те, у которых было всего по две-три десятины. В 1924 году в деревне жило уже 54 семьи (269 жителей). В 1925 году десять ремесленников Верещак входили в Горецкое районное еврейское ремесленно-кредитное общество "Еко", которое давало ремесленникам кредиты от 10 до 300 рублей под 2,5% годовых.
В 1924 году в Верещаках была открыта еврейская начальная школа, где училось 30 человек. Некоторое время там преподавал на идише Ицхак Каганов, который впоследствии стал известным поэтом, который писал на иврите.
Он вспоминал, что после революции 1917 года в колонии многое изменилось: "… Дома в городке остались такими, как были, еврейскими домами, но дворы, улицы окончательно изменили свой вид: плуги, лошади, коровы, скирды соломы… Каждый еврейский юноша знал только одну специальность – сельское хозяйство, работа в поле, пахота, езда верхом на лошадях. Парни и девушки, мужчины и женщины, дети и старики. Я отдался целиком работе в еврейской школе и общественной работе в сельскохозяйственном городке. Стенная газета, редактором которой я был, получила в 1926 году первую премию во Всесоюзном соревновании… Но в июне 1926 года случилось нечто, что положило конец моему творчеству на идиш…"
Летом 1926 года в деревне случился пожар, который частично ее уничтожил. В огне погибли стихотворения Ицхака, и он воспринял это как знак свыше – не писать больше на идиш. Принял решение уехать из Верещак.
От голода спасали родственники из США
В 1930 году в Верещаках был организован еврейский колхоз "Новый путь", в который вступило 17 семей (157 человек). Председателем стал Мордух Аронов, дедушка поэтессы Анны Ароновой, которая в настоящее время живет в Горках.
Кроме сельского хозяйства жители Верещак активно занимались ремесленным производством, в частности, работали в кузнице, которая обслуживала крестьян из местных деревень. Однако в 1932 году кузница из-за недостатка угля и железа вынуждена была присоединиться к кооперативу кузнецов из Горок.
В 1934 году еврейский колхоз в Верещаках был объединен с восьмью колхозами соседних деревень. В состав вошла и кузнечная мастерская. В это время в деревне стали строить дома и селиться белорусы из окружающих деревень. Здесь была открыта семилетняя школа, в которую приходили на учебу дети из ближайших сел.
5 июня 1939 года вновь произошел большой пожар, который уничтожил десять домов. Тушить его приехали расчеты из Горок и Ленино.
Форсированная коллективизации и изъятие хлеба в колхозах в 1932-1933 годах привели страну к нехватке продовольствия. Коснулась эта беда и Верещак.
Из писем Ларри Кравитса известно, что некоторые еврейские семьи выживали благодаря помощи своих родственников, которые присылали им доллары из США. На них можно было купить любые продукты в Горецком районном магазине Торгсина, он обслуживал иностранцев или наших граждан за валюту.
Ложились в яму по десять человек – там их и расстреливали
В начале войны военнообязанные мужчины деревни ушли на фронт. По данным мемориального комплекса истории Холокоста Яд Вашем и книги "Памяць. Горацкі раён", в боях погибли С.З.Додин, П.Е.Корольков, М.Ф.Кузовков, И.И.Шапневский.
В середине июля 1941, когда Горецкий район был оккупирован, в деревне Верещаки фашисты организовали гетто. Постоянной охраны не было, но его периодически навещали сотрудники волостного полицейского участка из соседних Шарип. Местным евреям приказали нашить на одежде желтые звезды, запретили покидать деревню, заставляли бесплатно работать на полях местного колхоза.
Летом 1942 года (точная дата пока не установлена) фашисты решили расстрелять узников гетто.
Бородоцкая Татьяна Васильевна рассказала журналисту Александру Литину и историку Иде Шендерович: "Я работаю учительницей математики в школе в деревне Юрково. Я родилась и жила в деревне Поташи. В детстве мы пасли коров недалеко от места расстрела, никакого обозначения на месте захоронения не было. А в 1986 г., когда я пришла работать в школу, уже появилась металлическая табличка. Моя мама, Кудрявцева Надежда Петровна, 1928 г.р. была свидетельницей расстрела евреев деревни Верещаки. В 1942 году маме уже было 13 лет. Она рассказывала, что однажды полицаи пришли за их соседкой Катей Кудрявцевой, которая знала немецкий язык и была переводчицей. Мама с еще одной девочкой пошла следом за соседкой в деревню Верещаки. Они не знали, что там должно было случиться. В Верещаках они увидели вырытую большую глубокую яму. Рядом установили пулемет. Говорили, что было только два немца. Были ли полицейские, мама не помнит. К яме согнали всех жителей деревни. Это были женщины, старики, дети, мужчин было совсем мало. Переводчица должна была сказать, чтобы евреи, по 10 человек заходили и ложились в ямы. Там их лежачих и расстреливали. Сопротивления не было. Когда всех расстреляли, кто-то эту яму закопал".
Одни спасали, другие доносили
Татьяна Васильевна Бородоцкая вспоминала: "Мама жила с семьей на окраине деревни Поташи, недалеко от Верещак. Она рассказывала, что еще целую неделю приходил к ним домой какой-то парень. Они давали ему еду вечером. Было очень страшно. Знали, что семья за помощь евреям может быть расстреляна. Потом парень куда-то пропал. Что с ним случилось, неизвестно. Тетя рассказывала, что одну семью за то, что еврейская девочка пряталась у них на чердаке, полностью расстреляли. А кто заметил, кто донес, так и не узнали. Люди тяжело переживают, когда говорят об этой трагедии. На памятнике написано, что погиб 101 человек, но говорят, что погибло больше людей, т.к. многие пытались скрываться, их выдавали и убивали в других местах".
Меланья Федоровна Пыркина (Золотарская) вспоминала: "Мы вместе с еврейскими детьми учились в школе. Я училась вместе с дочкой Бэрки (Бориса) Кегелиса. Он воевал, остался жив. Борис до войны работал кузнецом в Верещаках, а уже перед самой войной перебрался в Юрково… Сын Бориса, Арик, немного старше меня, сбежал от немцев, но его заметили и убили возле деревни Дятель Дубровенского района. Это километрах в пяти от Верещак. Бэрка приезжал несколько раз в 70-х и 80-х годах. Он и устанавливал металлическую табличку на месте расстрела. А сельсовет там теперь памятник поставил. Помню имена двух евреев из Верещак: Кивол и Лейзер. Жили они очень бедно. Жена Кивола с двумя дочками сбежала от немцев, скиталась по деревням, но где-то ее выдали и убили".
В Верещаках на памятнике указано, что здесь расстреляли 101 человека. Но местные жители считают, что их было намного больше, потому что на летние каникулы в сюда приехало много родственников из других городов. В архиве музея Яд Вашем пока есть данные о 30 расстрелянных.
После освобождения Горецкого района в Верещаках жило несколько семей белорусов, но они переселились в ближайшие села и в 1967 году решением Горецкого райисполкома деревня была исключена из учетных данных. Еврейская община в Верещаках больше не восстановилась.
Память
На месте расстрела евреев Верещак есть памятник. Имена погибших, которые были известны на 1 января 1995 года, внесены в книгу "Памяць. Горацкі раён" и выбиты на мемориальных плитах, установленных у памятника "Скорбящая мать" в Горках.
Нина Ковалева, член Союза писателей Беларуси, посвятила трагедии в этой деревне стихотворение "Верещаки".
Нет, не цвели здесь маки
Средь выжженных деревьев.
В деревне Верещаки
Алела кровь евреев.
Дороги фронтовые
Несли нам телеграмму:
"Они были живые,
А их живыми – в яму!"
Безумные вояки
На том кровавом месте
Убили Верещаки,
Убив законы чести.
Смекни здесь, фюрер новый,
Свои рисуя знаки,
Что есть им суд суровый –
Деревня Верещаки.
Этот неполный список расстрелянных в Верещаках евреев составлен на основе материалов, хранящихся в Центральной Базе данных музея Яд Вашем в Иерусалаиме, книги "Памяць. Горацкі раён", воспоминаний земляков и свидетелей:
АРОНОВ Шлема Мордухович, 1875 г.р., работал председателем колхоза.
АРОНОВА Стеся Исааковна, 1876 г.р., место рождения: Дубровно, Беларусь, погибла в Верещаках.
Арон, фамилия не известна.
Генька, фамилия не известна, работала счетоводом в колхозе.
ГУСИН Гирша, 1880 г.р.,
ГУСИНА Ривка, 1883 г.р.
ДОДИН Илья, 1939 г.р.
ДОДИН Залман Кубович, 1940 г.р.
ДОДИН Дина Вольфовна, 1935 г.р.
ДОДИН Соня Вольфовна, 1932 г.р.
ДОДИН Фаня Вольфовн, 1930 г.р.
ДОДИН Дан Вольфовна, 1926 г. р
ДОДИН Шлома Кубович, 1925 г.р.
ДОДИН Слава Кубович, 1923 г.р.
ДОДИН Перл-Ягода, 1921 г.р.
ДОДИН Исаак Менделевич, 1863 г.р.
ДОДИН Арон Исакович, 1926 г.р.
КЕГЕЛИС Арка, подросток.
КЕГЕЛИС Пиля, ученица.
КЕГЕЛИС, имя не известно.
КИВОЛ, фамилия не известна, с двумя детьми (девочками).
ЛЕЙЗЕР, фамилия не известна.
МИХЛЯ, фамилия не известна, работала портнихой.
САРА, фамилия не известна.
ШМЕРКИНА Рахель, 1887 г.р.
ШМЕРКИНА Лиза Моисеевна, 1930 г.р., место рождения: Горки, погибла в Верещаках.