чцв, 25.04.2024
horki.info в Viber horki.info в Instagram horki.info в Одноклассниках horki.info в ВК horki.info в Facebook horki.info в TikTok horki.info в YouTube Новости horki.info по почте

Холокост в деревне Горы

28.01.2018 – 16:43 | 2475

Ежегодно 27 января в мире отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Эта дата была утверждена решением Генеральной Ассамблеи ООН от 1 ноября 2005 года в память о более 6 миллионах евреев, уничтоженных в годы Второй мировой войны. В Горецком районе евреи погибли в Горках, деревнях Ленино, Рудковщина, Напрасновка и Верещаки. О том, как это происходило в Горах, наш материал.

Анатолий Иванович Чекунов родился в 1934 году на хуторе недалеко от Гор и всю жизнь здесь прожил. Он вспоминал, что в 1939 году его отец вернулся с Финской войны и купил дом у еврея Шмуйлы на северной окраине Гор, где жили только евреи. Поселение это называлось "Комчина" или "Закамчинка". На маленькой реке Карчевахе, которая сливается с речкой Быстрой, стояла кузница. Напротив – мельница. Она работала на нефтяном движке. И кузнец, и мельник были евреями. Место, где поворачивает речка, называется до сих пор "Ариковой лукой" по имени кузнеца Арика. "Справа и слева от дороги стояло по три еврейских дома. Здесь жила аптекарша Бася (профессор БГСХА М.З.Фрейдин считает, что здесь речь идет о его тете Юдифь, а Анатолий Иванович ошибся с именем – В.Л.), а напротив нашего дома – еврейская семья, куда мы часто бегали в гости. На праздник Пейсах они угощали меня мацой, тонкими пресными лепешками. Очень было вкусно, тогда я отводил душу. Мы жили дружно, как единая семья", – рассказывал Анатолий Иванович.

После уничтожения  7 октября 1941 года еврейского населения в Горках фашисты расстреляли евреев в местечке Горы. Это произошло 19 октября 1941 года.

Свидетель тех событий Ульяна Ходосевич вспоминала: "В нашем местечке жило много евреев, они занимали весь центр Гор. Занимались ремеслом, работали в местном колхозе, в школе, больнице, на льнозаводе. Когда в Горах появились фашисты, то евреев пометили: на спинах заставили нашить желтые звезды. В начале октября собрали мужчин-белорусов и заставили копать большую яму на территории льнозавода. Затем фашисты и полицейские пригнали более 200 человек, заставили их раздеться и голыми ложиться в яму, а затем стреляли. Некоторых закопали еще живыми. Потом я видела, как полицейские везли целый воз одежды..."

Анатолию Чекунову в 1941 году было всего семь лет, но он запомнил, что рано утром в октябре 1941-го приехали на машине немцы в черной форме с черепами на рукавах в высоких фуражках – карательный отряд.

"К этому времени немцы уже устанавливали свой режим. Добровольно или под угрозами к ним шли на службу наши местные люди, переодетые солдаты, которые попали в окружение. К нам на окраину приехало четыре немца, были и полицаи. Они заходили в дома, обыскивали, вспарывали подушки, выгоняли всех людей на дорогу. Нас тоже выгнали и погнали по дороге в центр Гор.

Кто-то закричал, что мы не евреи, и нас отпустили домой. Остальных в центре деревни объединили с другими евреями из Гор и всех вместе погнали по старой дороге к льнозаводу. Там уже была яма, в которой вымачивали лен. Специально копать не надо было".

Изучение Холокоста в Горах связано с именем поэта, писателя и общественного деятеля Ильи Эренбурга, который в годы войны был военным корреспондентом. Вместе с писателем Василием Гроссманом он собирал материалы об уничтожении фашистами еврейского населения. Затем эти материалы были опубликованы в "Черной книге" (О злодейском повсеместном убийстве евреев немецко-фашистскими захватчиками во временно оккупированных районах Советского Союза и в лагерях Польши во время войны 1941-1945 гг.). Эта книга впервые вышла в 1993 году в Вильнюсе. Одна из страниц посвящена событиям, которые произошли в деревне Горы.

29 сентября 1943 года воины 290-й стрелковой дивизии освободили это местечко, а в конце марта 1944-го тут побывал Эренбург. В заметке "В местечке Горы" он писал: "В местечке Горы жило много евреев: рабочие лесозавода (автор ошибался, в Горах был льнозавод – В.Л.), ремесленники, колхозники "Чырвонага сцяга", кузнецы, швеи и сапожники местечка славились далеко в окрестностях. Кто не знал кузнеца Абрама Альтшуллера? Были в Горах десятилетка, библиотека, большой клуб, больница, парк культуры и отдыха...

Пришли немцы. Офицер увидел на дороге шестилетнего мальчика и застрелил его. Это было началом.

С утра 19 октября 1941 года немцы окружили местечко. В дом восьмидесятилетнего Эфроса ворвался немец. Старик молился. Немец схватил его за руку: "Иди!". Эфрос ответил: "Не трогай! У меня хватит силы дойти до могилы!". Из соседнего дома немцы вытащили инвалида Гуревича: его жена Мира плакала. Гуревич сказал: "Мира, не нужно плакать". Евреев повели к заводу. Там была выкопана огромная могила. Старая Рахлей кричала: "Вам не забудут кровь этих младенцев! Вы ответите за все...". Ее убили первой. Евреев раздели. "Холодно!" – кричали маленькие дети. Хана Гуревич кричала: "Не дам гадам издеваться над моими детьми". Последним убили старого Эфроса".

"21 марта 1944 года (писатель ошибался: это происходило 29 сентября 1943 года – В. Л.) Красная Армия освободила местечко Горы. Откопали могилу около завода и увидели страшное зрелище: женщина с ребенком на руках, младенец, который обхватил руками шею старухи, наверное, своей бабушки, сотни трупов...

Над раскопанной могилой состоялся митинг воинской части. Офицер Конищев сказал: "Запомните, товарищи, эту могилу! Поклянемся отомстить немцам за кровь невинных советских людей!".

В 1995 году работая над книгой "Память", нам удалось разыскать  ветерана 70-й стрелковой дивизии Ивана Петровича Русинова. Дивизия, где он служил, находилась в Горах с ноября 1943 года по июнь 1944. В то время этот человек командовал отдельным лыжным батальоном, ему было поручено найти и вскрыть захоронение расстрелянных евреев. "Проверяем ломами мерзлую землю, – писал Иван Петрович. – И вот нашли место захоронения. В верхнем ряду трупы полностью разложились, но когда пошли глубже, стали доставать целые. Вытащили молодую женщину, старика и других. Военно-медицинская комиссия констатировала, что некоторые были расстреляны, оглушены прикладами, а некоторые были закопаны живыми... Затем состоялось захоронение жертв фашизма. На митинг вместе с редактором нашей армейской газеты В.Ивановым приехал писатель И.Эренбург. Его имя нам было хорошо известно по статьям в газете "Красная звезда". После выступления на митинге Эренбург долго разговаривал с местными жителями, наверное, расспрашивал их о факте расстрела..."

Как известно, после этого был составлен "Акт о зверствах немцев в местечке Горы Могилевской области БССР 16 марта 1944 г.", где рассказывается о том, что было расстреляно более 200 человек. Впервые этот документ был опубликован в книге Ф.Д.Свердлова "Документы обвиняют. Холокост: Свидетельства Красной Армии".

Какое воздействие на творчество И.Эренбурга оказало это событие (участие в похоронах и митинге в местечке Горы) нам неизвестно, ибо он побывал в 1944 году во многих населенных пунктах, где уничтожали людей. Но именно в 1944 году были написаны такие строчки:

В это гетто люди не придут.

Люди были где-то. Ямы тут.

Где-то и теперь несутся дни.

Ты не жди ответа – мы одни,

Потому что у тебя беда,

Потому что на тебе звезда.

Потому что твой отец – другой,

Потому что у других покой.

Известно, что спастись удалось одной семье – Лане Шифриной и ее сыну Герману. В начале войны они приехали из деревни Благовичи Чаусского района Могилевской области в местечко Горы к своему дяде Мордухаю Шмулевичу Шифрину. Когда немцы пришли в их дом, Лане удалось убедить нацистов, что она русская беженка по фамилии Иванова. Учитывая, что местные полицейские ее не знали, Шифриных отпустили, и они срочно перебрались в другое место. Сейчас Герман Мордухович Иванов (в действительности Шифрин) живет в Германии, а эту фамилию сохранил, так как она спасла ему жизнь. Кстати, он двоюродный брат известного актера Ефима Шифрина.

Владимир Лившиц

Падзяліцца

Viber Аднакласнікі УКантакце Facebook Email