Весной минувшего года мы писали о том, что в Горках вот-вот должен появиться новый православный храм имени Всех Белорусских Святых. О будущей новостройке нам тогда подробно рассказал отец Сергий Мосур, настоятель прихода. Он был очень вдохновлен предстоящими работами и надеялся, что с его опытом в таких делах (ведь он возводит уже пятый храм), дело быстро пойдет на лад. Но оказалось, что все не так просто.
"Пять раз ездил в Минск"
Во время нашей прошлогодней встречи батюшка Сергий говорил, что надеется поставить церковь за теплый сезон 2019 года. А уже внутренние работы можно будет делать осенью, под крышей. Прошло почти полтора года. Храм, о котором рассказывал тогда наш собеседник, возводить еще не начали. Только-только подготовили фундамент под крестильную часовню. О том, почему все так затянулось, мы опять поговорили с отцом Сергием.
Оказалось, что много времени потребовалось для того, чтобы внести изменения в генплан застройки города. Пять месяцев этот вопрос прорабатывался в Минске, в БелНИИП градостроительства – менялось целевое назначение участка. За это время настоятель действующего прихода и будущего храма пять раз ездил в эту организацию, возил и получал там разные документы. В итоге на основании решения минской организации наш исполком поменял целевое назначение участка и разрешил возводить культовое здание.
Потом было общественное обсуждение планируемого строительства, участники которого пришли к решению, что храм Всех Белорусских Святых в нашем городе нужен. Хотя это было и так понятно – есть зарегистрированная в установленном порядке община, значит должен быть храм. Для обсуждения надо было подготовить перспективный план застройки. Указать, что будет размещено на выделенной территории – размеры всех зданий, их назначение, расположение и многое другое. Это тоже надо было согласовывать. Нужно было подготовить и предоставить для этого мероприятия целый пакет бумаг.
После этого были установлены границы участка. На это тоже потребовалось время – надо было учесть, какие коммуникации и с какой стороны нужно подвести к часовне и другим зданиям, согласовать это с соответствующими организациями.
Проект крестильного храма-часовни пришлось покупать в Москве
Несмотря на эти перипетии, потраченное время и нервы, отец Сергий по-прежнему полон энтузиазма. Он признался, что любит справляться с трудностями, поэтому глаза у него светятся, как раньше.
– Когда сталкиваешься с препятствиями, мозговая деятельность усиливается. Я все обдумал, посоветовался со знающими людьми, и мы решили, что, скорее всего, не будем подводить газ, а установим тепловые насосы во всех помещениях. Это позволит свести к минимуму потери тепла. Вместо канализации поставим биостанцию, это замкнутая система, которая сама себя очищает, поэтому санстанция не против. За год она потребляет такое количество электричества, как холодильник. Ее надо купить, но это выходит дешевле, чем подключиться к центральной канализации, хотя она проходит практически рядом, – поделился он соображениями. И добавил, что когда много лет назад его рукополагали, один батюшка, ныне покойный отец Иоанн Серпокрылов поздравил и сказал: "Ну, молись, батюшка, чтобы не стать тебе прорабом". Наверное, этот мудрый и светлый человек уже тогда предвидел, что много времени придется посвящать строительству.
Весь комплекс в итоге будет состоять из пяти (или шести) элементов – церковной лавки, самого богослужебного храма, крестильной часовни, звонницы, хозблока и, возможно, административного здания.
Проект крестильного храма-часовни пришлось покупать в Москве, так дешевле. А потом с помощью сотрудников архитектурного бюро "Оршапроектстрой" адаптировать его к нашим реалиям. Потому что многое из того, что разрешено в стране-соседке, у нас под запретом. И наоборот.
– Нам повезло. Российские архитекторы с большим изумлением выслушали мой рассказ о том, сколько всего пришлось преодолеть, прежде чем мы утрясли все вопросы с разрешением на строительство, посовещались между собой и сделали нам значительную скидку на проект. И привели конкретный пример, когда в Москве за год был построен целый храмовый комплекс из всех необходимых зданий, – поделился удачей Отец Сергий.
Колокола пока еще в упаковке, но мы уже слышали, как красиво они звучат
Коронавирус тоже внес свою лепту в замедление стройки. Дело в том, что летом наш собеседник переболел этой заразой и не мог вести службы и работать.
– Все остановилось больше чем на месяц, пока я лежал в больнице, а потом еще долечивался дома. Но теперь все пошло на лад. Хочу поблагодарить всех, кто помогает стройке. Мы очень признательны Нине Дмитриевне Ковалевой, она была нашим постоянным спонсором. Последняя ее жертва – это наши новые колокола. Мы привезли их из Владимирской области, были изготовлены специально для нашего прихода. Они пока еще в упаковке, но звучат очень красиво, мастера продемонстрировали мне их звон.
Запись колокольных голосов буквально перед своим уходом успела услышать и Нина Дмитриевна. Ей понравилось, и я этому очень рад. На нашем собрании мы решили внести ее в вечный список членов прихода под номером один, – рассказал отец Сергий.
По его словам, много добрых людей с первых дней помогает строительству. Кто чем может – материально, физически, просто участием и добрым словом. Всем им наш собеседник очень-очень благодарен.
За большой храм, о котором отец Сергий с таким энтузиазмом рассказывал в прошлом году, он возьмется после того, как будут возведены крестильный храм и церковная лавка.