чцв, 25.04.2024
horki.info в Viber horki.info в Instagram horki.info в Одноклассниках horki.info в ВК horki.info в Facebook horki.info в TikTok horki.info в YouTube Новости horki.info по почте

Отец ушел со словами: "Война через месяц закончится, немцев разобьем"

12.07.2020 – 11:18 | 658

Есть события, которые, несмотря на проходящее время, хранятся в памяти людей многих поколений. Слово война для большинства из нас ассоциируется со страхом, болью, потерями, но современному поколению все это кажется уже далеким, ушедшим и почти забытым явлением. Однако в истории нашей страны много важных памятных дат, связанных с военными событиями. Это, прежде всего, 9 мая, 22 июня, 3 июля.

День освобождения Горок – 26 июня 1944 года. Советские войска на рассвете вошли в город без боя, немцев здесь уже не было. Но перед этим были страшные три года оккупации.

И был июль 1941-го. Фронт приближался к Горкам. 12 июля была суббота, немцы вошли в наш город. Максу Залмановичу Фрейдину и Любови Филипповне Боянковой тогда было всего по девять лет, конечно, они еще не совсем осознавали происходящее, но детская память сохранила многое.

"Началась сильная бомбежка станции Погодино. Все поняли: срочно бежать из города"

Макс Залманович родился в Горках: "До войны я закончил первый класс Горецкой средней русской школы. Школа была там, где сейчас студенческое общежитие (напротив "Крутящихся ворот"). Помню, как услышал о начале войны. Я шел к своей тете, Елене Марковне Рыскиной, и на площади, где сейчас бюст И.И.Якубовского, на высоком столбе висел громкоговоритель, вокруг него стояла группа людей. Все внимательно слушали выступление Молотова о начале войны.

6 июля 1941 г. отец ушел в Красную Армию со словами: "Война через месяц закончится, немцев разобьем". Горки начали бомбить, и мама взяла меня и младшую сестру Асю, и мы на телеге поехали в м.Горы, где заведующей аптекой была папина родная сестра. В Горах я видел поэта Янку Купалу, который ночевал в доме Гутмана – директора льнозавода. Там были несколько дней и вернулись в Горки. Немцы приближались. Организованной эвакуации, наверно, не было. Вывезли только академию. Все вокруг говорили, что нельзя создавать панику. Но мама и родственники складывали кое-какое имущество и ценные вещи в сундуки, закапывали их в сараях и прикрывали дровами, наивно полагая, что это все сохранится. Обстановка накалялась. Мама пошла в артель "Пищевкус", где главным бухгалтером работал отец, и ей председатель Тищенко, дала лошадь и телегу. Помню, как через Горки шли колонны наших солдат.

Немцы вошли в Горки со стороны Шклова 12 июля 1941 г. В этот день началась сильная бомбежка железнодорожной станции Погодино. Все поняли, что нужно срочно бежать из города. Вместе с нами была папина сестра и мамина сестра с двумя детьми и мужем. И мы тронулись по Мстиславке. Из-за сильной бомбежки бросили лошадь и телегу. Проломав забор, побежали по огородам и оказались в оврагах, что за нынешней райбольницей. Там залегли. На мне были короткие "пионерские" штанишки и через плечо сумка от противогаза, в которую мама положила кулек сахара и сухари.

Я видел в небе как летели самолеты бомбить станцию Погодино, академию и Горской шлях. В районе станции стоял высокий черный столб дыма. Вокруг был страшный грохот. И вдруг, наступила странная тишина. Люди выходили из оврагов, многие направлялись домой, некоторые – навстречу своей смерти.

Мои родственники не знали, что им делать, но мой двоюродный брат не захотел возвращаться в город, так как из рассказов польских беженцев он знал как немцы поступают с евреями. Так, благодаря его настойчивости, мы остались живыми.

В это время проходил наш дядя, увидел телегу и лошадь. Мужчина, который уже вел эту лошадь, сказал: "Раз ваша – забирайте". Он также сообщил, что ходил в город и видел, что днем стояла немецкая танкетка и била по академической библиотеке. В городе уже были немцы. Это было примерно часов в 14-15. Примерно в 18:00 за телегой, на которой были сохранившиеся пожитки, и маленькая моя сестра Ася мы  пошли в сторону д.Котелево в сторону Смоленска. Добрались до Рославля, затем до Брянска, Орла,
Сталинграда, Чкалова… В Горки вернулись только в 1945 г."

После войны Макс Фрейдин окончил с серебряной медалью русскую среднюю школу, затем с отличием экономический факультет БГСХА, которой и посвятил большую часть своей жизни. Он кандидат экономических наук, профессор, заслуженный экономист Беларуси.

Мы спрятались в бункер, который отец вырыл на огороде

Любовь Филипповна Боянкова родилась в д.Матюты Горецкого района: "Я была восьмым ребенком в семье. В 1939 г. семья переехала в Горки. Жили на улице Интернациональной (сейчас ул.Якубовского), тоже училась в русской школе, была одноклассницей Макса Залмановича. Когда началась война, моего отца в армию не забрали, по возрасту уже не подходил. Но помню как в пункт мобилизации, который находился на территории академии, мы провожали брата. Когда возвращались домой, над городом
летели самолеты и бросали фугасные бомбы. Город горел, было очень страшно. Мы спрятались в бункер, который отец вырыл на огороде.

Немцы появились в городе на мотоциклах. А потом по нашей улице шли военнопленные. Их было много, колонна растянулась на всю улицу, от кладбища и до конца города. Мы стояли и смотрели. Отец увидел маминого племянника Федоса из д.Чепелинка, окликнул его и тот сумел незамеченным выбежать из колонны и спрятаться у нас. Затем в Горках на академии появился лагерь военнопленных.

Место было ограждено проволкой. Носили туда картошку, свеклу. Где-то в ноябре запретили носить продукты.

В 1943 году дом, в котором мы жили, немцы пометили черной краской, так немцы отмечали те дома, которые планировали разобрать и использовать для строительства оборонительных сооружений.

Мы вынуждены были уйти. Жили в Чепелинском лесу, в шалаше, иногда ночью приходили домой за продуктами. В ноябре стало холодно, пришлось вернуться в Горки.

Нашего дома уже не было, остался только сарай. Мы разместились в соседнем доме, там жило человек тридцать. В декабре 1943 года немцы подожгли академическую библиотеку. Здание окружили солдаты с собаками, и забрать книги было невозможно. После освобождения города, уже осенью 1944 года была открыта школа, которая располагалась на Слободе, возле церкви, потом там был ДОСААФ. Позже школу открыли недалеко от современного корпуса №16, (после там была аптека), затем нас перевели
в здание, которое было расположено на углу улиц Бруцеро-Ерофеевской и Ленина (здание снесли в 2012 году)".

После войны Любовь Филипповна, получила высшее образование, стала педагогом и работала учителем географии.

Жизнь не стоит на месте, время неумолимо движется вперед, меняются нравы, приоритеты, традиции. Появляются новые ценности и новые ориентиры. Но при всех достижениях современного времени люди по-прежнему страдают от голода, болезней, войн.

Военные столкновения, вспыхивающие в различных точках земного шара, грозят перерасти в глобальный мировой конфликт с непредсказуемыми последствиями. Поэтому в наши дни так важно находить мирные способы решения возникающих проблем.

Светлана Скоромная

Падзяліцца

Viber Аднакласнікі УКантакце Facebook Email