В истории Горецкого района, который отмечает 100-летие со дня создания, важное место принадлежит Горецкому историко-этнографическому музею. Изучая его экспозицию, мы знакомимся с примерами героизма и самопожертвования, которыми так богата история родного края, они оставляют глубокий след в памяти многих поколений и находят живой отклик у современников, определяют их интерес к событиям местной истории, дают мощный заряд гражданственности и патриотизма. О том, как был создан музей в нашем районе, я попросила рассказать его организатора и первого директора Владимира Моисеевича Лившица.
Эти люди хотя и были приезжими, но оказались настоящими патриотами Горецкой земли
– Когда возникла идея в Горках создать музей?
– Такая идея давно витала, но, видимо, не было особой заинтересованности районных властей. К сожалению, главным в те годы была урожайность, фермы, надои, привесы и т.д. и т.п. За это спрашивали "сверху". Культура, к сожалению, жила по остаточному принципу.
После службы в Советской Армии в 1970 году я несколько раз ставил этот вопрос перед партийными и советскими органами и, в частности, перед заведующим отелом культуры Горецкого райисполкома. Тот обычно говорил, что не против, но нет подходящего помещения.
В 1970 году Горецкий райисполком переезжал в новое здание, а я тогда работал инспектором Горецкого РОНО и предложил отдать несколько комнат в старом здании под музей – сейчас в этом здании располагается стоматологическая поликлиника. Власти обещали подумать... И думали целых 14 лет!
– Когда изменилась ситуация?
– Все изменилось, когда первым секретарем РК КПБ был избран Генрих Семенович Яскевич, секретарем по идеологии – Надежда Геннадьевна Ануфриева, а председателем горисполкома – Виктор Егорович Рендов, директором РСУ тогда работал Михаил Николаевич Никитенко. Эти люди хотя и были приезжими, но оказались настоящими патриотами Горецкой земли.
Хочу также добавить, что когда началась перестройка, на одном из партийных собраний академии Генриху Семеновичу задали вопрос, а зачем к зданию райкома партии пристраивать еще два двухэтажных крыла? Помню, что он ответил: не волнуйтесь, это будут хорошие помещения для детской библиотеки и музыкальной школы (они в то время ютились в небольших деревянных зданиях). Так и произошло через несколько лет.
Важно было и то, что в 1985-1997 годах Горкам и району повезло – отдел культуры возглавлял Григорий Егорович Макеев, который был самым горячим сторонником дальнейшего развития культуры в районе, в том числе и музейного дела.
Считаю, что этот период был "золотым" для местной культуры. Именно тогда были созданы Дом ремесел и школа ремесел, музей, открыты музыкальные школы в деревнях Ректа, Коптевка и Ленино.
Тем самым, лишний раз подтверждается правильность лозунга: "Кадры решают все!"
– Когда, конкретно было принято решение о создании музея?
– В 1984 году меня избрали членом Горецкого горкома КПБ. На одном из пленумов назначили докладчиком по теме военно-патриотического воспитания. Материал я подготовил, его посмотрели в отделе идеологии (таков был тогда порядок), но в готовый текст я еще вставил несколько слов о необходимости создания в Горках музея. В своем выступлении также отметил, что из всех районов Могилевской области только в Горках и Круглом пока нет музеев, тогда как даже в поселках городского типа, например, в Кличеве (в 2000 году получил статус города) музей появился еще в 1967 году.
После этого заседания первый секретарь Горецкого РК КПБ Яскевич позвал меня и заведующего отделом культуры Макеева и спросил: "Это правда? А почему у нас нет?" На что Макеев ответил, что нет подходящего помещения.
"Скоро сдается в эксплуатацию новое здание районного узла связи, и контора переезжает, освободив дом по переулку Якубовского. Это здание подойдет?" – спросил Генрих Семенович. "Подойдет", – хором ответили мы. Этот разговор и решил вопрос о создании музея.
14 декабря 1984 года было принято совместное постановление №34-10-16/27 бюро Горецкого райкома КПБ, исполкомов городского и районного Советов народных депутатов о передаче здания узла почтовой связи отделу культуры и об открытии в нем музея. Три года шел ремонт здания и его перепланировка. Дело в том, что в здании были небольшие кабинеты, а для музея требовалось несколько залов.
"Горки не сдаются!"
– Еще был нужен штат!
– Да, обычно создание экспозиции – это продолжительная и кропотливая работа. Как правило, ей занимается целый коллектив штатных профессиональных работников. Но так получилось, что в Горках музей создавался не по правилам. Делали его не профессионалы, и создавался он на общественных началах.
Сразу возникли вопросы, каким будет музей – краеведческим, историческим или этнографическим, и выделит ли Министерство культуры необходимый штат? Соответствующие письмо и обоснование были посланы в министерство. Вскоре в Горки приехала сотрудница республиканского исторического музея, осмотрела здание, собранные мною материалы по истории города, и уехала, ничего не сказав. Затем из Министерства культуры пришел ответ: в Горецком районе уже есть музей советско-польского боевого содружества в Ленино, а также музей истории Белорусской сельскохозяйственной академии… Говорилось и о том, что у нашего города нет интересной истории!!! Хотя я подарил той сотруднице республиканского исторического музея свою книгу по истории Горок, вышедшую в 1984 году… В заключении министерство рекомендовало создать в имеющемся помещении выставочный зал.
С этим письмом Григорий Егорович Макеев и я пришли к первому секретарю горкома партии Яскевичу, а тот спокойно сказал: "Ничего страшного. Горки не сдаются. Мы сделаем музей на общественных началах!"
Был создан организационный комитет, куда было включено более 20 человек. Правда, работало в нем активно всего несколько: бывший доцент БСХА Илья Моисеевич Стельмашонок, библиотекарь СШ №3 Ольга Трифоновна Гулевич, преподаватель кафедры русского языка БСХА Людмила Владимировна Шуина. Всей работой руководила секретарь райкома РК КПБ по идеологии Надежда Геннадьевна Ануфриева – человек увлеченный и с большими организаторскими способностями.
В создании музея сильно помогал Анатолий Дмитриевич Хроменков, начальник хозяйственной группы отдела культуры, который сказал: "Скажите, что нужно из материалов, все привезем и все достанем". Ведь это было такое время: деньги были, но нужно было все "доставать"! Например, за уникальным паркетом для музея Анатолий Дмитриевич ездил в Тернопольскую область Украины.
В сентябре 1987 года художники Могилевского художественного комбината начали создавать экспозицию музея по составленному мною тематико-экспозиционному плану. Приходилось ежедневно с ними обсуждать, что поместить на каждом стенде. Там, где материала не хватало, оставляли пустое место в надежде, что позднее его заполним. По ходатайству райкома РК КПБ, ректорат академии мне снизил учебную нагрузку на кафедре академии, чтобы я больше времени уделял созданию музея.
Не обошлось без курьезов
Не обошлось без курьезов. Так, когда из Могилева привезли макет музея, то рядом с экспозицией о революционере С.Д.Погодине была помещена книжная полка. Я спросил художников: "Причем здесь книжная полка?" Они открыли подготовленный мной экспозиционный план и прочли: "Погодин – библиотека". Говорят: "Раз так написано, мы подумали – значит, какой-то ученый и туда поставим его труды". "Да нет, – объяснил я, – "библиотека" написано, так как планировалось взять материал о нем в районной библиотеке".
Был и еще один подобный случай. Зная, что ученые Института истории АН БССР проводили раскопки на территории Горецкого района, мы к ним с просьбой поделиться экспонатами. Пришел ответ: "Приезжайте, выделим несколько тысяч". Мы обрадовались и на машине поехали в Минск. А там музею передали всего несколько десятков действительно интересных экспонатов – монет, остатков бус, металлических ножей и т.п. Однако для их перевозки автомобиль не понадобился, все можно было поместить в одном портфеле. Правда, сотрудники института предложили также забрать несколько тысяч кусков керамики (черепков). Отказываться было неудобно…
Конечно, были трудности в сборе экспонатов. Но в этом помогали жители города и района, за что им большое спасибо!
Помниться, что целую коллекцию этнографических вещей отдал музею ученик первой школы Андрей Хромченков. Муляжи старинного оружия заказали у мастеров в Минске. При входе в музей был установлен макет пушки XVII века. Его сделали в мастерской при Белорусском тракторном заводе. Очень помогла Горецкая районная библиотека, где по инициативе ее директора Галины Иосифовны Райхман в читальном зале существовала отдельная комната – Зал боевой и трудовой славы Горецкого района.
1 мая 1988 года состоялась первая экскурсия в музее, которую провели для ветеранов Великой Отечественной войны. С мая по ноябрь 1988 года шла доработка экспозиции, а 1 ноября 1988 года музей открыл свои двери для посетителей.
Я тогда работал на общественных началах, а Л.В.Шуиной платили небольшую зарплату из фонда районного культурно-спортивного комплекса.
Вскоре советские и партийные органы Горецкого района снова обратились в Министерство культуры БССР. На этот раз приехал уже сам начальник отдела музеев. Посмотрел экспозицию и вскоре музею выделили штат и присвоили статус государственного. Был определен и профиль музея – историко-этнографический. Хотя отдела этнографии в музее не было, его еще предстояло создать.
15 февраля 1989 года приказом Управления культуры Могилевского облисполкома на базе городского общественного музея был открыт Горецкий районный историко-этнографический музей. Только хочу уточнить, что это было не создание, а воссоздание музея, так как точно известно, что самый первый музей в Горках был организован еще в мае 1919 года. Его открыли на основе богатой коллекции, конфискованной из дворца князя Дондукова-Корсакова из местечка Романово (сейчас агрогородок Ленино). Правда, музей тогда проработал только до 1922 года.
"Счастье не в деньгах, а в их количестве"
– А как Вы решили с должности доцента академии перейти на работу директора музея, ведь зарплата была существенно ниже?
– Как только был выделен штат, заведующий отделом культуры Г.Е.Макеев стал подыскивать для музея директора. Мне он не предлагал, зная, что предлагаемая зарплата была в два с половиной раза меньше, чем у доцента нашего вуза. Но я, работая на протяжении нескольких лет над экспозицией, как говорится, прикипел к своему детищу и решил перейти на должность директора музея, правда, ректорат академии разрешил еще работать на полставки доцента кафедры.
Г.Е.Макеев мое предложение принял с удивлением и радостью, сразу предупредив, что потеряю в деньгах. На что отшутился: "Счастье не в деньгах, а в их количестве". Так, в моей трудовой книжке появилась запись: принят директором Горецкого районного историко-этнографического музея. И я проработал в этой должности 15 лет.
Опыта административной работы у меня не было, большую помощь мне в это время оказывал Г.Е.Макеев и главный бухгалтер отдела культуры Надежда Анатольевна Ермолаева.
– Как была организована при музее картинная галлерея?
– Через год в Горках произошло объединение государственной и кооперативной торговли, и соседнее здание магазина "Культтовары" стало свободным. Мы вместе с заведующим отделом культуры подняли в горкоме партии вопрос о передаче этого здания под картинную галерею и фондохранилище. Идея была поддержана, и 15 февраля 1989 года Горецкий городской исполнительный комитет передал отделу культуры Горецкого райисполкома бывшее здание магазина "Культтовары" по переулку Якубовского, 4 для размещения в нем художественного отдела Горецкого историко-этнографического музея – картинной галереи. Началась перестройка здания, через год, 9 мая 1990 года, картинная галерея была открыта.
Хочется вспомнить первых работников музея: Тамару Валентиновну Поклад, Марию Михайловну Студневу, Светлану Сергеевну Кротову, Валентину Валентиновну Белоусову, Татьяну Александровну Караевскую, Надежду Фоковну Антипенко.
Начало комплектованию фондов картинной галереи положили работы земляков: 21 картину нам передала семья художника, члена Союза художников СССР, уроженца Ленино Якова Львовича Симкина; 17 картин подарил художник Василий Иванович Васильев из Минска, 2 картины – семья Феликса Куприяновича Евмененко из Москвы.
Обязательно появится раздел "Литературные традиции Горецкого края" и праздник "В гости к Тарасу"
– Как Вы оцениваете новую экспозицию музея?
– В 2012 году музей переехал в новое здание, где была создана новая экспозиция. Считаю, что нынешняя экспозиция более соответствует названию музея. В ней есть отдел этнографии, она сделана профессионально, так как научный и художественный проект был создан профессиональными сотрудниками Могилевского областного краеведческого музея им. Е.Р.Романова с привлечением новых материалов и мультимедийных средств.
Однако историческая часть экспозиции несколько сократилась. Особенно жаль, что не хватило места для той диорамы, которая была в старой экспозиции. Нет и зала Героев Советского Союза – наших земляков.
Но будем надеется, что когда найдется отдельное помещение для выставочного зала, этот раздел музея можно будет воссоздать.
– В каком направлении дальше должно развиваться музейное дело в нашем районе?
– Несколько лет назад я предлагал руководству района создать еще один раздел музея с условным названием "Литературные традиции Горецкого края". Мне было поручено подготовить тематико-экспозиционный план, в котором бы было отражено все, что связано с литературой в нашем районе. А у нас имеются такие литературные традиции, которых нет в других местах Беларуси.
На эту тему мною в свое время издано целых три тома книги "Раскопкi вакол Горацкага Парнаса", где помещены биографии писателей, которые родились и работали на Горецкой земле, приезжали сюда, писали о нашем крае.
Предлагалось и организовать в нашем районе республиканский литературный праздник с условным названием "В гости к Тарасу", имея в виду, что в Горках учился и творил автор знаменитой поэмы "Тарас на Парнасе". Такой праздник один раз в Горках уже был, но, к сожалению, не прижился.
Пока эти идеи осуществить не удалось. Но я убежден, что настанет время и все это будет. Ведь, в конце концов – все мечты сбываются. Главное верить и усердно работать!