сер, 4.12.2024
horki.info в Viber horki.info в Instagram horki.info в Одноклассниках horki.info в ВК horki.info в Facebook horki.info в TikTok horki.info в YouTube Новости horki.info по почте

Владимир Лившиц: "Краеведением я начал заниматься еще в школе"

17.04.2018 – 14:00 | 1189

Владимир Лившиц по крупицам собрал факты и описал для нас историю Горок и БГСХА. Этому знаменитый краевед посвятил свою жизнь. О любимых учителях, коллегах и неудобных страницах прошлого – наша беседа.

Мне всегда было интересно, почему именно так называется улица или вокзал

– Владимир Моисеевич, 1 февраля этого года Вам исполнилось 72. Примите мои поздравления. Скажите, а на сколько лет Вы себя внутренне ощущаете?

– Трудно сказать, все зависит от самочувствия, а на него влияет много факторов: погода, магнитные бури и т. д.

– Чем вы занимаетесь сейчас, над чем работаете?

– Как и все годы, работаю по трем темам: история БГСХА, история Горок и района и литературоведение. Готовлю книгу по истории академии о преподавателях и выпускниках, которым присвоено звание "Заслуженный деятель науки и техники". Почти готова книга "Горки: памятники и памятные места", а также брошюра про жизнь и творчество нашего земляка-писателя Льва Разгона.

– История Горецкого края, какой мы ее знаем – результат вашей многолетней работы. Вы автор 80 книг и более 800 статей. Помните ли Вы, в какой момент своей жизни решили изучать эту тему?

– Краеведением я начал заниматься еще со школьных лет. Мне было интересно, почему улица называется Бруцеро-Ерофеевская, железнодорожная станция – "Погодино". В школе у меня были очень хорошие учителя по истории – Надежда Петровна Базылева, а в старших классах – Валентина Григорьевна Пуховская. Многие темы из учебника я читал вперед, поэтому Валентина Григорьевна иногда предлагала вместо себя рассказать одноклассникам новый параграф.

Но серьезно я стал заниматься краеведением после окончания исторического факультета Могилевского пединститута. Теперь, когда появился интернет, это стало делать легче.

– Кто продолжает ваше дело в Горках?

– Активно краеведением занимаются сотрудники Горецкого историко-этнографического музея, музея истории БГСХА, преподаватели академии, учителя истории местных школ.

Некоторые жители Горок записались в полицаи в первые же дни

– Большая часть ваших работ посвящена евреям нашего региона. Наши историки, как мне кажется, обходят стороной роль белорусов в Холокосте. Известны ли вам такие факты в Горецком районе?

– Известно, что некоторые жители Горок в первые дни оккупации записались в полицию. Они вместе с фашистами составляли списки евреев и загоняли в гетто, а 7 октября 1941 года участвовали в их расстреле. Об этом мне рассказали местные жители.

В книге писателя Льва Разгона "Вчера и позавчера" указаны имена Бориса и Глеба Селезневых, отец которых был врачом в Горках. Селезневы дружили с двоюродным братом писателя Леока Шапиро, который начинал войну лейтенантом, а закончил подполковником, командиром полка.

Вот что Шапиро рассказал Разгону: "Ты, все понимаешь! А можешь ты мне объяснить про Бориса?... В Горки я приехал, как только вышел из госпиталя… Горки были сожжены; все дома, весь город, кроме Слободы и Заречья… Но в городе были люди, знавшие меня, пережившие немцев. Они мне рассказали, как выводили на расстрел маму, Веру... И знаешь, кто их выводил, кто их гнал на кладбище и убивал? Борис! Да Они с Глебом были не просто полицаями, а в зондеркоманде. Понимаешь, маму, которая его кормила, девочек, которых он знал с рождения, а его отец их лечил…"

Лев Разгон не мог ответить брату, почему это произошло. Затрудняюсь это сделать и я. Видимо, человеческая подлость не имеет объяснения.

– Другая сторона событий того времени – спасение евреев местным населением. Сколько таких случаев известно в Горецком крае?

– Я знаю о спасении Ольгой Глушанковой, которая когда-то была студенткой БГСХА, своей подруги Анны Рысиной. 16 ноября 2004 года израильский национальный мемориал Яд Вашем удостоил Ольгу почетного звания "Праведник народов мира".

Совсем недавно стало известно, что жительница Горок, бывшая учительница Ксения Титовна Азаренко и ее родители спасли в годы войны в деревне Волынцево Горецкого района еврейку Анну Семеновну Алексеенко. Я обратился по этому поводу в "Яд ва-Шем". Там мне ответили, что для присвоения звания необходимо найти спасенную, чем я сегодня и занимаюсь.

"В городе, где я живу сейчас, даже музея нет"

– В нашем регионе многим памятникам истории требуется помощь. Это два дома на улице Мичурина в Горках в стиле конструктивизма. Музей советско-польского боевого содружества в Ленино не отапливается уже девять лет. В иезуитском костеле в Мстиславле обвалилась стена. Можно ли представить, чтобы в Израиле, где вы сейчас живете, так относились к своему наследию?

– Я знаю об этих проблемах. Понятно, что райцентрам с их бюджетами с ними не справиться. Раз эти памятники республиканского значения, то помощь должно оказать Министерство культуры Беларуси.

Израиль занимает одно из первых мест по количеству музеев на 10 тысяч жителей. Но это в основном за счет музеев в кибуцах (коллективные хозяйства, типа коммун). А вот в городе Нацрат-Иллите, где я живу и где более 40 тысяч жителей, – музея нет. И неизвестно, когда появится, хотя я предлагал создать его уже трем мэрам города. Но, как говорил древнегреческий философ Диоген: "Надежда умирает последней".

Беседовал Антон Володько

Падзяліцца

Viber Аднакласнікі УКантакце Facebook Email