Зимой и весной текущего года на новом комплексе крупного рогатого скота, что в деревне Матюты Горецкого района, были зафиксированы факты вопиющей бесхозяйственности.
О том, что на этом объекте народного хозяйства происходил массовый падеж телят, нам рассказали жители окрестных деревень и работники комплекса. "Нет никаких сил терпеть это безобразие! Напишите об этом, пусть люди узнают, как тратятся народные деньги," – возмущались крестьяне.
Стоят по колено в воде
Честно говоря, от той информации, что рассказали нам жители по телефону, мы пришли в шок. Неужели такое возможно в наши дни, да еще на новом комплексе, на строительство которого угрохана пропасть денег? Но наши телефонные собеседники рассказывали о происходившем очень убедительно, со множеством деталей, называя цифры. Сомнений не осталось – масштабов проблемы люди не преувеличивают.
Мы получили эту информацию в октябре и сразу же отправились на комплекс. Хотелось увидеть собственными глазами, в каких условиях содержатся коровы, чье молоко мы пьем. И как подращивают телят – будущее продуктивное стадо комплекса.
Мы надеялись увидеть привычную картинку, которую обычно показывает официальное телевидение, рассказывая о современном животноводстве в нашей стране: чистые сухие помещения коровников и заботливых, деловитых женщин в светлых халатах и легкой обуви. Но то, что наши ожидания наивны, стало понятно задолго до того, как мы приехали: стойкий запах навоза стал ощущаться где-то за полкилометра от объекта.
– Ну, как запашок? – невесело усмехнулся наш провожатый. – А мы ведь здесь живем, деревня совсем недалеко.
Да, местным не позавидуешь.
Комплекс, запущенный в эксплуатацию в декабре минувшего года, произвел впечатление покинутого и какого-то подзабытого объекта. Нет, конечно же, было видно, что все строения новые, окна в коровниках поставлены недавно и крыши не протекают.
Но... Мы походили по комплексу и увидели, что двери помещений, в которых содержатся животные, распахнуты настежь (зайти может любой желающий!). Коров трудно назвать чистыми (в помещениях они стоят на мокрой подстилке), а те животные, которые находились на улице, так и вовсе были по колено в воде.
Совсем меленькие телята (те, которых нам удалось увидеть), стоят в тесных клетушках, где и повернуться-то негде, и также на сырой подстилке.
Пол в коровнике покрыт слоем зловонной жижи не только там, где находятся животные, но и там, где ходит обслуживающий персонал. Говорят, последнего катастрофически не хватает.
Убытки покрывали за счет рабочих
– Комплекс ввели в эксплуатацию незавершенным. Готовность составляла около 70%, – рассказывает Владимир Лабусов, житель деревни Стан и наш провожатый. – На момент пуска объекта я принял котельную, которая должна была его отапливать. Так, как я здесь работал в то время, все события, о которых я вам рассказывал, происходили на моих глазах.
По словам Владимира Емельяновича, падеж молодняка крупного рогатого скота начался сразу же после открытия комплекса. Бывший в ту пору начальник не смог справиться с падежом. Было устное распоряжение, чтобы рабочие комплекса вывозили трупы в окрестные лесопосадки и сбрасывали их там.
– Я живой свидетель этого безобразия, которое происходило не один и не два раза, – утверждает Владимир Лабусов. – Телята массово дохли, их вывозили в сторону от комплекса и сбрасывали просто в снег. А связанные с этим убытки расписывали на работников комплекса и высчитывали из их зарплат. Разговаривали тогда люди между собой, и выяснялось, что каждый ежемесячно недополучал несколько сотен тысяч от своей и без того скудной зарплаты. Стали возмущаться, выяснять – оказалось, начальство таким образом, без ведома рабочих, покрывает падеж – деньги внесены и по бумагам все чисто.
Сельчане устали терпеть этот произвол, стали открыто обсуждать ситуацию, жаловаться. Знаю, что по этим фактам Горецким РОВД было возбуждено уголовное дело и опрашивали свидетелей, невольных участников тех событий.
Меня также вызывали в отдел и я подробно рассказал все, что знал и видел, показал следователю фотографии трупов телят, снятые весной этого года. На фото четко видно, что трупы валяются на снегу, и их немало.
Нас всех тревожит, что следствие длится так долго, хотя было начато еще летом. Люди надеются, что милиция во всем разберется, и что хозяйство обяжут вернуть деньги, которые на протяжении нескольких месяцев незаконно высчитывали из зарплат рабочих, – высказал надежду наш собеседник.
Еще одно нарушение
По мимо экономических убытков в этой ситуации есть еще один немаловажный факт, о котором мы упомянули вскользь, но который нужно особенно подчеркнуть. Не в наших правилах давать оценки происходящему, но тот факт, что дохлых телят не утилизировали должным образом, также можно назвать вопиющим безобразием.
– По указанию начальства я сам лично вывозил дохлых телят с этого комплекса целыми возами. Падеж был очень большой. Однажды даже пригоняли большегрузный трактор, чтобы всех вывезти. Сбрасывали их или слегка прикапывали (когда оттаяла земля) в окрестных лесополосах, – рассказал нам в ту же поездку работник комплекса Сергей Иванов.
Но ведь есть определенные, очень строгие правила утилизации павших животных, которые должны исполняться обязательно! По логике, в подобном хозяйстве должен быть специально оборудованный скотомогильник. В противном случае могут наступить самые непредсказуемые последствия: от заражения питьевой воды – до массовых эпидемий.
Вот что говорится в "Ветеринарно-санитарных правилах захоронения и уничтожения трупов животных и продуктов животного происхождения", утвержденных 24 сентября 2012 года Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ (сжато и самое главное):
"Скотомогильник размещают за границами водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, на сухом возвышенном участке земли. Уровень грунтовых вод должен быть не менее 2,5 м от дна ямы скотомогильника при наиболее высоком их стоянии.
При гибели животных в большом количестве и невозможности доставки их или продуктов животного происхождения к установленным местам утилизации, захоронения или уничтожения допускается уничтожение или захоронение трупов животных, в иных местах, согласованных с уполномоченными государственными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор и государственный ветеринарный надзор.
Выброс трупов животных, продуктов животного происхождения, не допускается, в том числе в водные объекты, болота, лесные массивы, в контейнеры для сбора бытовых отходов, а также вывоз их на полигоны захоронения отходов и иные объекты (сооружения), не предназначенные для их захоронения или уничтожения".
Трудно представить, что руководство комплекса согласовывало свои действия с местной санитарно-эпидемиологической службой.
Разбирательство продолжается
Заместитель начальника следственного комитета Горецкого райотдела УВД Дмитрий Жалевич подтвердил, что по ряду фактов, имевших место на комплексе КРС в деревне Матюты, в августе текущего года было возбуждено уголовное дело.