В этом году, как, впрочем, и во все минувшие годы, школьники нашего города ездят на сельхозработы. У некоторых родителей возникает ряд вопросов, которые они адресуют нашей редакции. К примеру, такие: имеет ли право школа заставлять учащихся ездить "на картошку"? И что будет, если родители не отпустят своего ребенка в колхоз? Мы попытались рассмотреть эту тему с разных сторон, а выводы делать вам.
Хорошо?
Традиция отправлять школьников на сельхозработы пришла к нам из советского прошлого. И за последние двадцать лет себя не изжила. До сих пор колхозы и совхозы, не справляясь с уборкой выращенного урожая, нуждаются в помощи практически бесплатной рабочей силы.
Сами школьники, от шестиклашек до старшеклассников, неоднозначно относятся к поездкам в поле. Одни ездят туда, что называется, из-под палки, другие же рады возможности не сидеть на скучных уроках, а порезвиться на свежем воздухе, собрав несколько десятков ведер той же морковки.
В конце восьмидесятых – начале девяностых годов я, будучи ученицей средней школы, также вместе со всеми ездила в колхоз. Хочу сказать, что в то время мои ровесники с нетерпением ждали таких "каникул", то и дело спрашивая у классных руководителей о том, когда же нас уже отправят в поля.
Особенно мы были довольны, если погода выдавалась солнечной и теплой. И даже такие "легкие недоразумения", как увесистая шишка на голове от удара бураком, или порезанные пальцы при неловком обсекании ботвы, не портили общего позитивного настроя.
С тех много воды утекло, но разве сильно поменялось отношение школьников к сельскому труду во время уроков? Такая работа по-прежнему радует многих учеников – ведь она посреди учебной четверти.
– Направление учащихся на сельхозработы в регионах происходит на основании распоряжений районных исполнительных комитетов, – рассказала газете "УзГорак" начальник отдела общего среднего и профессионального образования Могилевского облисполкома Наталья Пушнова. – Есть единые нормативные базы, которыми руководствуется отдел образования в каждом райцентре при отправке учащихся на уборку урожая.
Если у родителей некоторых школьников возникают вопросы по этому поводу, пусть они обращаются в местный отдел образования, или в администрацию школы. Там им все разъяснят. Но вообще, школьников в колхоз могут отправлять только с письменного согласия родителей.
– Не первый год учащиеся оказывают посильную помощь в уборке урожая. Дело это хорошее, такой труд во все времена приносил только пользу. Сегодня наших детей нужно приобщать к работе, и не только в данном контексте, а вообще, в широком понимании этого слова, – добавила Наталья Леонидовна.
Плохо?
Опять же память переносит меня на четверть века назад, в пору беззаботной школьной юности.
"За технику безопасности все расписались?" – грозно спрашивает нас классная руководительница.
"Все!" – дружно кричим в ответ. Правда, прослушанная вполуха ТБ тут же напрочь вылетала из головы, как только мы попадали на свежий воздух. Соревновательный дух (кто больше соберет) начисто заглушал инстинкт самосохранения. Порой только моментальная реакция сопровождающего педагога спасала нас от серьезных неприятностей, а то и травм.
Вот что в сентябре 2011 года по поводу отправки школьников на сельхозработы рассказала популярному изданию "Знамя юности" сотрудник Министерства образования Татьяна Поливкина.
"В 89-й статье Кодекса об образовании сказано: "Запрещается привлечение обучающихся учреждений образования к выполнению работ (оказанию услуг), не предусмотренных учебно-программной документацией, планом воспитательной работы учреждения образования и программами воспитания".
Не думаю, что уборка урожая внесена в учебную программу. Но если уж руководитель учреждения образования решает направить обучающихся на сельхозработы, то ему стоит обратиться к закону "Об охране труда". В статье 2 закона указано, что он распространяется на обучающихся учреждений образования, привлекаемых в установленном законодательством порядке к выполнению работ (оказанию услуг) в организациях. Следовательно, наши учащиеся становятся работающими, и на них распространяются все требования охраны труда.
Поэтому с каждым из них в отдельности должны заключаться трудовые отношения.
Стоит отметить, что подрабатывать несовершеннолетние могут, но только в свободное время, а никак не в ущерб учебному процессу. Наши дети должны учиться.
Я считаю, что сельскохозяйственные работы не относятся к простым видам работ, так как они сопряжены с перемещением и подъемом тяжестей, нахождением обучающихся около транспортных средств – машин, тракторов, картофелеуборочных комбайнов. А это все требует соответствующей подготовки и должного контроля со стороны нанимателя и учреждения образования".
Буква закона
В сентябре минувшего года в нашу редакцию также поступали звонки от родителей по поводу занятости школьников на сельхозработах. В прошлогоднем, 44 (178) номере нашей газеты на них подробно ответил специалист в области права Александр Королев. Напомним главное, о чем он тогда рассказал.
"Если школьников до 14 лет привлекают к любым видам работ, это незаконно, независимо от их согласия и согласия родителей, даже если это происходит не во время учебного процесса. Дети до 14 лет работать не имеют права.
Если школьников с 14 до 16 лет с их согласия и согласия родителей все-таки привлекают к любым видам работ, то это должно быть только вне рамок учебного процесса, с соблюдением норм трудового законодательства (заключение трудового договора и проведение инструктажа по охране труда).
Если учащиеся и их родители откажутся от таких работ, то они ничего не нарушат и ответственности не понесут.
Если учащихся будут все равно заставлять осуществлять такую работу, то это будет являться ничем иным, как принудительным трудом. В этом случае можно обращаться с жалобой в Государственный департамент инспекции труда, прокуратуру или суд. В данном случае – закон на стороне детей и их родителей".