В Горках исторические дома, из которых три года назад выселили жильцов, приходят в упадок. Защитники наследия надеются на прокуратуру.
Речь идет о трех зданиях, расположенных на территории БГСХА. Бывший жилой дом 1932 года постройки по адресу Мичурина, 3, и два дома по улице Тимирязева – бывший таксаторский корпус и бывшее общежитие. Два последних здания построены в конце 19-го века. За прошедшее время эти здания так и не начали реставрировать.
На электронную почту нашей редакции пришло письмо, в котором читатели просят показать и рассказать, в каком состоянии сейчас находятся эти дома. От себя наши респонденты добавляют, что готовы предоставить фотографии, на которых видно, что происходит внутри. "Стекла разбиты, нацистские знаки на стенах нарисованы – разве так должны выглядеть помещения, которые наши деды строили на века?" – возмущаются авторы письма. Мы поехали и посмотрели.
Жесткие граффити и обгоревшие тряпки
В дом по улице Мичурина мы проникли без труда. И это несмотря на то, что все двери под замком. Многие окна на первом этаже разбиты, некоторые из них заделаны тонкой фанерой или картоном, другие прикрыты щитами из сбитых досок, стены тут и там в трещинах.
С фасада внутрь можно попасть через открытое окно. Но мы, чтобы не привлекать лишнего внимания, воспользовались тем, что оконный проем со двора дома также был гостеприимно распахнут. О том, что "гости" внутри здания бывают самые разные, мы убедились сами. Стены внутри расписаны разными красками и почерками. Тут все: от признаний в любви и эротических сцен – до граффити весьма жесткого содержания. На полу – бутылки из-под пива, кое-где – окурки. Правда, нацистской символики мы не увидели. Может потому, что не во всех комнатах побывали?
А вот в одной из квартир на этаже под крышей явно что-то горело. Трудно сказать, насколько это было давно. Но обгоревшие тряпки, легкая копоть на стенах, и что-то наподобие печурки, сложенной на скорую руку, свидетельствуют о том, что "постояльцы" пытались тут обогреться.
Особое впечатление произвело деревянное ограждение лестничных пролетов, и высокий столб, который служит ему одной из опор. Вся эта красота сравнительно неплохо сохранилась – вот даже ради этого лестничного ансамбля здание непременно нужно восстановить.
Теряем нашу уникальность
Внутрь зданий 19 века мы решили не заглядывать – не захотелось расстраиваться. Достаточно посмотреть на них снаружи, чтобы понять, старичкам тоже досталось: стены в трещинах, окна побиты и пестреют росписями современных "авторов". Дома выглядят так, как будто их надо не восстанавливать, а сносить. Каждый год, который проводят эти строения в ожидании своей участи, их не красит.
Неужели пережив революцию, Великую Отечественную и прочие катаклизмы прошлого века, они разрушатся в наши дни?
Город и так уже потерял старинный дом, в котором жил Максим Горецкий. Не удалось отстоять старую стену из красного кирпича около академической библиотеки, Каменный Цветок и еще несколько исторических архитектурных жемчужин, которые делали наш город уникальным. Где гарантия, что такая же судьба не уготована и этим трем домам?
Кстати, на табличках, о которых мы упоминали выше, помимо прочего есть строгая надпись: причинение вреда карается по закону. Интересно, с кого в этом случае спросит государство и спросит ли вообще?
Выявить виновных должна прокуратура
– К сожалению, в Могилевской области и даже в стране такая плачевная ситуация с памятниками архитектуры не редкость, – прокомментировал ситуацию, в которой оказались горецкие памятники архитектуры, Владимир Кравченко, председатель областного совета Белорусского республиканского общества охраны памятников истории и культуры. – На мой взгляд, одна из причин этого – отсутствие реального хозяина у таких объектов.
Таких проблем нет у наших западных соседей, например, в Литве и Польше. У них все подобные объекты имеют собственников, с которых, если что-то не так, можно спросить и дать ощутимый штраф. У нас же многие здания принадлежат государству, и чиновники ссылаются на то, что на содержание строений нет средств. Хотя хозяин, кто бы он ни был, по закону должен нести ответственность за сохранность исторических объектов, – пояснил специалист.
По словам Владимира Леонидовича, государство не торопится наказывать само себя, поэтому часто случается, что исторические объекты доведены до такого состояния, что их невозможно восстановить, или же для этого требуются огромные капиталовложения.
Виновных в подобной ситуации много, и работники местной прокуратуры вполне могут и должны заинтересоваться этой ситуацией – в их должностные обязанности входит охрана подобных объектов.