В понедельник 30 октября в храмах Могилевской епархии почтили память православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.
Архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний совершил панихиду в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Могилева. По окончании владыка освятил поклонный памятный крест, установленный в месте расстрела жертв сталинских репрессий в 20-е и 30-е годы XX века – сообщает Могилевская епархия.
Этот крест находится на проспекте Димитрова около остановки "Мясокомбинат".
На сайте Могилевской епархии Белорусской православной церкви говорится, что издавна это место именовалось "Конские могилки" – тут хоронили скотину, отслужившую свой век.
В советское время скотомогильник пополнялся, его территорию обнесли забором и приставили сторожа. По ночам за этот забор заезжали машины, слышались приглушенные голоса, несколько выстрелов, и машины уезжали. Так продолжалось несколько лет подряд, почти каждую ночь. Местные жители доподлинно знали: за забором стреляют не скотину – людей…
Палачи экономили патроны – в затылок каждой жертвы только один выстрел. И если он оказывался неудачным и человек еще подавал признаки жизни, его сталкивали в яму вместе с другими убитыми, – "и так додохнет!" И слегка присыпали землей, тоже не очень усердствуя: завтра новая партия обреченных ляжет поверх…
Кое-кому из раненых удавалось выползти. Два таких факта вспомнили люди. Одного мученика в полубессознательном состоянии подобрал кто-то из местных жителей, продержал у себя дома несколько дней, пока человек чуть оклемался и ушел. Второму повезло больше: он оказался даже не раненым, – то ли патрон оказался бракованным, то ли палач "схалтурил", то ли еще что… Ночью этот человек выбрался из могилы со связанными сзади руками и деревянной пробкой во рту (такие пробки-кляпы использовали, чтобы "процедура" проходила без лишнего шума) и постучал в калитку своего знакомого…
…Первыми в эту землю в начале 20-х годов легли отец Николай, настоятель ближайшей церкви и несколько ксендзов. Это было то печальное для церкви время, когда начались массовые репрессии против ее служителей.
Потом скотомогильник пополнялся все активнее – и верующими, и атеистами, и гражданскими, и военными, и крестьянами, и интеллигенцией…