пят, 29.03.2024
horki.info в Viber horki.info в Instagram horki.info в Одноклассниках horki.info в ВК horki.info в Facebook horki.info в TikTok horki.info в YouTube Новости horki.info по почте

80 лет назад нацисты уничтожили евреев Дрибина. Выжить удалось единицам

07.10.2021 – 19:42 | 1385

7 октября 1941 года нацисты убили не только жителей Горецкого гетто, но и Дрибинского.

По данным Всесоюзной переписи 1939 года в Дрибине проживало 513 евреев. Мирный труд местных жителей был прерван 22 июня 1941 года вероломным нападением Германии на Советский союз.

С началом Великой Отечественной войны евреи-мужчины призывного возраста ушли в ряды Красной армии. Многие из них проявили в борьбе с нацизмом мужество и героизм, награждены орденами и медалями СССР. По данным архива музея Яд Вашем, в неоккупированных районах СССР смогли укрыться менее 30 человек.

Полыхал почти весь Дрибин

По воспоминаниям бывших жителей Дрибина, летом 1941 года количество евреев в Дрибине увеличилось. Они целыми семьями приехали на летний отдых и отпуска из Ленинграда, Москвы, Минска, Баку и других городов. В июне-июле 1941 года в Дрибине жило несколько эвакуированных еврейских семей из западных областей Беларуси. Точное число евреев, находившихся в городе ко дню оккупации, к сожалению, пока не установлено.

10-12 июля 1941 года танковый корпус гитлеровского генерала Гудериана форсировал Днепр в районе Шклова и направился в район Горок и Дрибина.

Бывшая жительница Дрибина В.Примакова вспоминала: "Во второй половине дня 14 июля в Дрибине появились части немецко-фашистских оккупантов. В поселке еще находились советские бойцы, и немцы открыли беспорядочный огонь. Пули были трассирующие, а почти все дома были крытые соломой, полыхал почти весь Дрибин, сгорело и помещение райисполкома. Во многих домах не было хозяев, потому что перед приходом немцев люди прятались, где могли, кто в орешнике за Старо-Дрибином, кто в лесу в стороне Никольска, кто у родных и знакомых в деревнях... Фронтовые части продвинулись дальше на восток, а им на смену пришла оккупационная власть, в Дрибине был создан магистрат, полицейский гарнизон".

С первых дней оккупации Дрибина немецко-фашистские захватчики установили режим жестокого террора и насилия. Они создали полицейский гарнизон в Дрибине и полицейские участки в волостных центрах, волостями руководили бургомистры. Сразу началось убийство коммунистов, советских активистов, красноармейцев, мирных жителей

Евреям приходилось добывать еду ночью

Уже в конце июля 1941 года в Дрибине на стенах домов появились приказы немецких оккупантов, согласно которым евреи исключались из жизни. Они были обязаны сдать все ценности. На левом боку одежды и посредине спины нужно было носить шестиконечную желтую звезду.

30 сентября 1941 года всем евреям Дрибина было приказано поселиться в гетто. Оно просуществовало всего одну неделю до 7 октября 1941 года в границах улицы Колхозная. Гетто было "открытого типа", то есть не было огорожено и не охранялось. Но выходить за его границы было запрещено под угрозой расстрела.

Узники жили в чрезвычайной тесноте, потому что на Колхозной улице было всего 11 домов на них всех. Евреям приходилось добывать еду ночью, тайком выбираясь из гетто и обменивая вещи на продукты питания.

Обитателей гетто принуждали к тяжелому физическому труду на земляных работах.

Евреям приказали надеть лучшую одежду и взять ценные вещи – и повели на расстрел

Узники гетто были убиты 7 октября 1941 года. Ранним утром местные полицаи и немецкие солдаты выгнали евреев из домов. Их избивали прикладами винтовок и нагайками.

По данным музей Яд Вашем в Иерусалиме, это были солдаты 8-й айнзацкоманды под командованием оберштурмфюрера СС Карла Рурберга, которые приехали из Бобруйска.

Евреям приказали надеть свою лучшую одежду и взять с собой ценные вещи. Местные полицейские и немцы повели узников в лес в двух километрах к югу от Дрибина, недалеко от деревни Полоски, где было два рва – и там расстреляли.

По некоторым данным, всего было убито более 450 человек, по другим – 600 человек. Расстреливали фашисты и местные полицейские.

Н.Д.Снытко, свидетельствовал 4 октября 1943 года: "В поселке Дрибин жило много еврейских семей. С приходом немцев в сентябре 1941 г. Все эти семьи были согнаны в пожарный сарай, где с них снимали одежду, затем вели на расстрел. Таким образом в поселке было убито все еврейское население – 450 человек, в том числе женщины, дети, старики, старухи. Расстрел производился у ям на территории колхозного двора. Еврейку Ривкину Риву 18-ти лет долго терзали в полиции, она кричала: "Скорее меня убивайте"… (Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Фонд 49 армии, оп. 9733, д.120, л.48.)

Свидетель М.А.Куговский вспоминал: "30 сентября 1941 года в м.Дрибин прибыл карательный отряд немцев, который согнал около 400 человек еврейского населения в несколько домов и через неделю, приказав захватить с собой ценные вещи и одеться в лучшую одежду, погнал в лес южнее м.Дрибин, расстояние 2 км, и там всех их расстрелял, разграбив имущество и ценности граждан. Среди расстрелянных были: Ацинина Бася, Пекер Ильяс, Фельдман Борис, Ривкин Геня".

Достал веревку, сказал, чтобы его связали, а сами шли в Брянские леса

 Понимая, что впереди неминуемая гибель, некоторые еврейские семьи Дрибина делали попытку спрятаться или убежать.

Из воспоминаний В.М.Карабановой: "Когда 1 сентября 1944 г. я пришла в школу в Дрибине, наша учительница собрала нас (осталось в классе человек десять) и сказала, что все наши одноклассники-евреи погибли. Погибла и моя лучшая подруга, сверстница Беба Цыпленок. Ее с мамой Лизой и сестрой Фаней долго прятали в деревне Темный Лес, но потом все же выдали. Когда вели на расстрел, фашист начал издеваться над мамой Бебы, тогда она нагнулась, взяла песок и стала бросать немцу прямо в глаза. Всех их убили. Люди, скрывавшие семью Бебы, уже также умерли. Мы плакали, но, пережив столько убийств, пожаров, страха, голода и боли, мы, дети войны, были уже привычными к смерти" (Из архива могилевской инициативы "Уроки Холокоста").

Из воспоминаний В.М.Карабановой: "Среди знакомых моего детства было много евреев. Отец перед войной жил в Дрибине на квартире у семьи Милевичей. Бэрка Милевич работал кузнецом. Когда в начале войны Дрибин сгорел, он переехал с женой и пятью детьми (три сына, две дочери) и внуком в деревню Никольск. Местного старика, бывшего лесника, подрядили отвезти семью в гетто в Дрибин. Они доехали до леса. Старик достал веревку и сказал Бэрке, чтобы его связали и ушли лесом в Брянские леса. Он рассказал, куда и как надо идти, чтобы перейти линию фронта. Так они и сделали. Все они остались живы. Старший брат Исаак Борисович Милевич воевал, потом женился в Рясно на Анне Соломоновне Шнейдерман".

М.Т.Юрченко вспоминала: "В начале сентября 1941 г. старичков Лапицких (имен их мы не знаем), жителей г. Дрибина Могилевской области, везли на телеге по дороге на Горки. Везли, как потом выяснилось, на расстрел. Старик уехал, а старушка смогла скрыться. Она очень хотела остаться живой, чтобы дождаться своего сыночка Соломона Лапицкого (старушка звала сына Славиком). Славик служил в армии на действительной службе, уже должен был демобилизоваться, но началась война. Лапицкие были трудолюбивые и общительные люди, знали всю округу. Но бабушка доверилась нашей семье – мама-вдова и пятеро детей. Мы жили в деревне Бороденки Дрибинского района. Старушка пришла к нам домой. Она была в легком платочке, в полушубке. Мы стали звать ее бабушкой.

…Прятали бабушку и на печке, и под полом, и под кроватью, и на чердаке, и в сарае… Однажды она решила сходить ночью за Темный Лес. Перед уходом сказала: "Очень трудно пережить войну. Если я погибну и, если есть что-то на том свете, я буду вам помогать". Через некоторое время пришел к нам в дом Козлов Дмитрий (он по своим жизненным обстоятельствам вынужден был стать полицейским) и сказал, что наша бабушка находится в Дрибинской комендатуре и просит маму прийти.

Назавтра 21 ноября 1942 г. мама с Козловым пришли в комендатуру, но там сказали, что на рассвете бабушку увели на расстрел. Так мы ее не сберегли…"

На сайте "Еврейские корни" есть информация, что Соломон Алтерович Лапицкий заполнил анкеты на своих родителей для музея Яд Вашем в конце 1980-х, когда жил в Реутове Московской области. Из анкеты известно, что его мать звали Шифра Лейбовна Лапицкая (девичья фамилия – Ермонина), она родилась в деревне Разделы Мстиславского район. Отец Алтер Шлемович Лапицкий был родом из Татарска Мстиславского района. О их сыне известно, что он 1898 года рождения, в 1941 году был призван в армию и направлен на фронт Великой Отечественной войны. Служил в составе 67-го инженерно-аэродромного батальона. Был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями. Умер 12.03.1989 года.

В.Г.Соловьева вспоминала: "Молодая еврейка Дашкевич из Дрибина, дошла до деревни Башары (Мстиславский район) и попросилась переночевать. Ее отец был председателем сапожной артели. Она сказала, что ее вместе с другими молодыми людьми и подростками погнали пешком куда-то для отправки в Германию, а она по дороге удрала. Эта девушка пряталась у старушки в погребе до освобождения. Она осталась жива, стала журналисткой".

"Лежал мальчик с оторванной рукой. От ужаса я отворачивалась"

Братская могила в Дрибине после освобождения района была обследована районной комиссией по установлению и расследованию преступлений немецких преступников в годы Великой Отечественной войны.

По воспоминаниям старожилов, после войны вернулось лишь восемь еврейских семей. Уцелевшие евреи, фронтовики и те, кто был в эвакуации, пытались перезахоронить своих погибших родственников и земляков на кладбище и установили на собранные средства в 50-е годы памятник в форме традиционного обелиска.

Р.Г.Мнатобишвили (Фельдман) вспоминала: "Мы приехали в Дрибин в конце 1944 года, зимой. Возвращались уцелевшие родственники погибших, и каждый хотел найти могилу своих близких. А наша соседка, бабушка Ходоня, видела, как евреев расстреливали. Она говорила, что две недели земля дышала. Две недели полицаи никого к этой могиле не подпускали. Она это место показала.

Я сама видела, как раскапывали яму родственники погибших. Местные жители там тоже стояли рядом. Думаю, что это было летом 1945. Видимо, детей последними расстреляли. Земли сверху совсем капля была. Я сама видела, как прямо штабелями лежат дети. Девочка лежала. Один ботинок есть. Второго – нет. Платьице еще целенькое. Лежал мальчик с оторванной рукой. От ужаса я отворачивалась. Родственники тех, кто был сверху, кого узнали, перезахоронили. Остальных трогать тогда не стали. Там были и мамины племянники Зевелевы. Мои бабушки и дедушки – родители и мамы, и папы. Я помню, как кричали, чтобы дали им спокойно лежать и не тревожили их души". 

Память

Надпись на памятнике погибшим 7 октября 1941 года гласит: "Память о вас, дорогие погибшие от рук немецких фашистов 7 октября 1941 года, будет вечна жить в наших сердцах, родных и друзей".

Весной 2021 года памятник был отремонтирован за счет средств Дрибинского райисполкома.

В Иерусалиме в мемориальном музее Яд Вашем в "Долине Общин", среди высеченных на камнях названий городов, в которых во время Катастрофы осуществлялось истребление евреев, можно прочесть на двух языках, иврите и английском – "Дрибин".

В 1945 году во время перезахоронения родственники погибших семей Гусиных и Ривкиных захоронили своих родных в отдельном памятнике.

Пока есть список погибших в Дрибине, в котором более 90 человек. Он составлен на основе материалов, хранящихся в Центральной Базе данных жертв музея Яд Вашем в Иерусалиме, материалов книги "Памяць. Дрібінскі раён", воспоминаний земляков и свидетелей.

Летом 2016 году по инициативе общественного объединения "Могилевская еврейская община" в Дрибине провели каталогизацию еврейского кладбища, участвовали историки из Могилева, России и Израиля.

В 2020 году Общество по сохранению и охране еврейских кладбищ в Европе и при поддержке правительства Германии и Дрибинского райисполкома установили ограду еврейского кладбища в Дрибине.

Владимир Лившиц

Смотрите по теме:

Падзяліцца

Viber Аднакласнікі УКантакце Facebook Email