суб, 18.09.2021
horki.info в Viber horki.info в Instagram horki.info в Одноклассниках horki.info в ВК horki.info вFacebook horki.info в Twitter Новости horki.info по почте

Его наставником был ученик Казимира Малевича, больше 20 его картин хранятся в горецком музее

10.09.2021 – 14:35 | 135

"К своему призванию человек идет по-разному, порой очень долго. Долго шел и Яков Симкин к тому, что стало, в конце концов, главным содержанием его жизни, ее смыслом. Это был путь к самому себе. А теперь видно, что это был путь к тому, что художник смог оставить все нам, уйдя от нас". Так о нашем земляке писала искусствовед Н.Крымова в статье, которую подготовила для его персональной выставки. Она состоялась в мае – июне 1981 года в Москве.

Родился в Ленино, а школу окончил в Горках

Яков Львович Симкин родился 25 августа 1921 года в местечке Ленино Горецкого района. Через некоторое время семья переехала в Горки, там будущих художник окончил десятилетку.

Заслуженный экономист БССР, профессор кафедры агробизнеса Белорусской государственной сельскохозяйственной академии Марк Залманович Фрейдин, двоюродный брат Симкина, вспоминает, что еще в школьные годы Яков увлекался искусством и литературой.

Долго колебался куда поступать: в художественный или педагогический институт. В то время победило увлечение к литературе.

Оно привело нашего земляка в педагогический институт в Минске. Но через несколько месяцев Якова призвали в армию, где он встретил Великую Отечественную войну.

С первого и до последнего дня, как свидетельствует сайт "Память народа", сержант Яков Симкин воевал механиком в составе 16-го и 177-го истребительных полков. Награжден медалями "За оборону Москвы" и "За победу над Германией".

Был в бригаде Маяковского

После войны Яков Львович жил в Минске, работал в газетах "Тревога" и "Зорька". Был лектором Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, ездил с выступлениями по Беларуси.

Затем жил в Москве. Особая любовь у Якова Львовича была к творчеству поэта Владимира Маяковского. В 1947 году входил в "Бригаду Маяковского" – литературное объединение, которое работало при музее поэта в Гендриковом переулке, был внештатным лектором этого музея. Сотрудничал с газетой "Московский комсомолец".

Искусствовед М.Крымова вспоминала: "Мы познакомились после войны, году в 47-м, в так называемой "Бригаде Маяковского" – литературном объединении, с которым связана юность многих, любивших поэзию. Мы тогда могли читать Маяковского, Багрицкого, Пастернака с вечера до утра. Нас увлекала атмосфера поэтического соревнования и та "борьба за Маяковского", в которой, кажется, именно мы сами и нуждались… Жизненный опыт Яши Симкина, родившегося в белорусской деревне в 1921 году и прошедшего через войну механиком истребительного авиаполка, был особым, нелегким, да и сам Яша был мало похож на нас, тогда совсем еще легкомысленных московских школьников или студентов-филологов.

В "Бригаде Маяковского" именно Я.Симкин был самым легким человеком. Легким на подъем (мы очень много выступали: читали в клубах, на заводах, в школах), легким в общежитии, легким на всякого рода начинания. В основе этой легкости, как мне теперь ясно, лежало очень простое качество – доброта. То, что было тяжелым, трудным, то, что требовало внутренней борьбы, оставалось скрытым для окружающих в силу прирожденной деликатности. Оттого и другим было с ним легко".

Наш земляк много ездил по стране с чтением стихов. Фрейдин вспоминал, что однажды Симкин приехал в Горки и читал стихи в аудитории №34 первого корпуса академии. Студенты и преподаватели встречали это горячими аплодисментами.

Не единожды Яков Львович был в числе победителей общемосковского конкурса на лучшего чтеца произведений Маяковского.

В 1950 году Симкин окончил полный курс заочного отделения филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова и успешно защитил диплом. 

Однако устроиться на работу по специальности в гуманитарной сфере было невозможно из-за антисемитской кампании в СССР.

Пришлось искать работу совсем в другой области. Был слесарем на заводе "Борец", мастером производственного обучения в ремесленном и техническом училищах, а затем – преподавателем труда и рисования в московских школах.

"Неистово взялся за кисти и карандаши"

Работа в школе позволяла продолжить любимые с раннего детства самостоятельные занятия рисованием и живописью.

Со временем они нашли продолжение в студии самодеятельных художников. Там наш земляк занимался у М.Т.Райского, Ю.Г.Ряжского и М.Т.Хазанова. Ученик Казимира Малевича Хазанов стал для Якова Симкина основным учителем. Уже через год он написано семь произведений.

"Лишенный "академии", неистово взялся за кисти и карандаши, снискав смелостью и решительностью покровительство Муз", – так об упорстве Симкина писал художник О.Гостев.

Наверное, судьбе было угодно, что лишь в 35 лет наш земляк нашел себя, свое жизненное предначертание.

В 1969 Яков Львович был принят в Союз художников СССР. Однако, официально получить статус профессионального художника, не изменил сложившийся уклад жизни – продолжал преподавать в школе и заниматься живописью.

До 1978 года наш земляк участвовал в более чем 20 выставках, а в 1981 году состоялась его персональная, но, к сожалению, посмертная.

Умер художник в 1978 году в самом расцвете творческих сил после тяжелой болезни.

Мастихиновая живопись

Разглядывая картины Фалька, Симкин как-то заметил: "У него каждый квадратный сантиметр – живопись!" То же сейчас мы можем сказать о полотнах нашего земляка.

Известно, что Яков Львович начинал работать, как все художники, кистью и карандашом, но потом – все больше мастихином, а за кисть брался лишь вначале – для закрепления рисунка.

Мастихин (итал. – mestichino) – упругая тонкая пластинка из стали или роговая, сделанная в форме ножа, лопатки. Мастихин используют чаще всего для удаления не засохшей краски с полотна (масляная живопись), очистки палитры, реже – для нанесения грунтовки, дополнительного перетирания красок.

Симкин начал применять мастихин для нанесения краски рельефным мазком (фактурная живопись) либо толстым слоем. Видимо, считал, что такой способ придает полотнам яркие натуральные цвета. При создании работ данного вида творчества цвета практически никогда не смешивают, а наносят их прямо из тюбика на полотно. Такая манера рисования создает впечатление пазла, аппликации, а не картины, потому что издалека работа напоминает лоскутки, стикеры, наклеенные на холст.

Родные Якова Львовича вспоминают, что работал он очень много. Везде, где только мог, делал рисунки и наброски. Видимо, предчувствовал, что времени на творчество отпущено мало…

С самого начала большое внимание уделял портрету

Художник Симкин работал в различных жанрах. С самого начала большое внимание уделял портрету, который занимал в его творчестве значительное место. Овладел профессиональными навыками портретиста и выработал самостоятельный подход к задачам портретной живописи.

Яков Львович создал целую плеяду портретов, отмеченных острой наблюдательностью, точных и лаконичных по изобразительной форме. Уже в первых своих работах художник проявил способность выразить характер и передать типические особенности изображаемых ими людей. Среди них много деятелей культуры: Б.Пастернак (с 1963 по 1978 годы были написаны пять портретов поэта), А.Грин, С.Михоэлс, Н.Ларскиц, А.Нюренберг, А.Никич, Ю.Павлов, Ван Клиберн, Алия Молдагулова (это полотно находится в фондах Горецкого историко-этнографического музея) и других.

В этих людях нашего земляка более всего занимала жизнь души, оттенки ее состояния, он стремился уловить мгновения особой внутренней сосредоточенности, вдохновенного порыва.

Художник смотрел на человека не испытующе, а понимающе, сочувственным взглядом. Поэтому дал верное изображение многих своих прославленных современников. Например, Александр Грин предстает перед зрителем сдержанным, сосредоточенным, полным напряженной духовной жизни. Художник проникновенно передает его ум, благородство, скромность и простоту. Это своеобразный памятник замечательному писателю. Недаром эту картину купила дирекция музея Грина.

Искусствовед Марина Аграновская писала: "Глядя на написанные Симкиным портреты, ощущаешь, как поражала художника единственность каждого человеческого облика. Портретист не умолкал в нем никогда. Как любил художник разглядывать людей, как трогало и умиляло его их различие – эта всегда прекрасная для доброжелательного взгляда драгоценность, которая есть в каждом: раскосость глаз, припухлость щек или покатость плеч. Как он умел увидеть, ощутить, сопережить характер и восхищенно запечатлеть его!"

Из простых вещей создавал оригинальные композиции

Яков Симкин любил писать натюрморты. Один из них, "Натюрморт с автопортретом Ван Гога", написанный в 1975 году, был куплен дирекцией выставок Союза художников РСФСР.

Искусствовед Гостев в статье "Слово о живописце", напечатанной в каталоге персональной выставки нашего земляка, писал: "Окружающий человека разнообразный предметный мир... предстает перед нами в многочисленных натюрмортах Симкина. Возникает вопрос, что может добавить еще один новый натюрморт к десяткам уже написанных? Вот тут-то и совершается чудо: созданный рукою мастера, он вводит зрителей в мир таких знакомых нам вещей и предметов, открывая при этом все новые и новые грани их, а следовательно, и нашего бытия".

Интересно, что наш земляк использовал в своих работах простые, обыденные вещи: скромные букеты цветов, а иногда и просто клиновые листья, кухонную утварь, часто сковородки с яичницей, картофель, лук, чеснок, сушеную рыбу. И из всего этого создавал оригинальные композиции, представляющие новый взгляд на привычные предметы.

При этом для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче вещей и вместе с тем загадочная поэтичность, создающая романтическое ощущение таинственности.

Любил то, что сделано на земле в согласии с природой

С 1968 года Яков Ильич занимается и графикой. Он создает целые циклы работ о таких исторических городах, как Ростов Великий, Ярославль, Углич, Печоры.

Не забыл земляк и родную Беларусь. Им были созданы картины: "В белорусской хате", "На родине в Горках" и другие.

При этом художник применяет разную технику: черную тушь, перо, цветные карандаши, фломастеры. Графические работы исследователи его творчества делят на циклы: "В Карпатах", "Псковско-Печерская лавра", "Обнаженная натура", "Карпатские и прибалтийские пейзажи", "Церкви".

Эти полотна помогают сохранить память об историческом облике наших городов.

Искусствовед Крымова отмечала: "Особенно в его графических работах (сделанных в Ростове Великом, на озере Сенеж, в Угличе, Печорах, на реке Нерль) видны пристрастия художника. Я.Симкин любил то, что сделано на земле человеком как бы в согласии с природой, не в противоречии с ней".

Он не рисует известные исторические здания. Его не интересует городская суета и постоянно спешащие пешеходы.

Симкин хорошо понимал, что городской пейзаж – это не просто изображение города, а скорее обобщенный образ городской среды, созданный художником на основе его личных впечатлений, ее определенная интерпретация.

Можно сказать, что в своих картинах он пытался отразить характер, неповторимую атмосферу каждого города.

Двоюродный брат художника Марк Залмонович вспоминал, что во время очередного приезда в Горки советовал Якову нарисовать красивое с колоннами здание четвертого корпуса академии, расположенное в парке академии.

И Яков с этюдником пошел в парк. Но по дороге он остановил свой взгляд на одноэтажное, вроде бы невзрачное старое здание академической кузницы. И именно оно было изображено в картине "На родине в Горках".

И еще. Художник очень любил море, создал много морских пейзажей. Я.Симкин, рисуя море, видел его движение, чувствовал дуновение ветра, ощущал прохладу брызг и невольно передавал эту живую энергетику холсту.

В картинах "Пристань", "В рижском заливе", "Лодки на озере" и других раскрывается божественная красота моря и сила дикой природы. Для художника вид моря в любую погоду всегда прекрасен, даже в непогоду, когда грозно надвигаются скопления туч, порывистый ветер начинает надувать паруса корабля.

Неважно к какому жанру, портрету, пейзажу или натюрморту, обращался Яков Симкин. Это, на наш взгляд, имеет второстепенное значение. Потому что все его произведения объединяет одно важное качество – способность добиться гармонии всех элементов картины.

На его полотно хочется смотреть и смотреть, не отрываясь! И такая возможность есть у жителей Горок.

В 1986 году вдова художника Дина Григорьевна Каданер и ее сын подарили родному городу Горки 21 произведение нашего земляка, которые находятся в фондах картинной галереи Горецкого историко-этнографического музея. Сейчас в музее открыта выставка, посвященная 100-летию со дня рождения художника.

Владимир Лившиц, фото: club.berkovich-zametki.com

Смотрите по теме: