Каким должен быть Великий пост для православного христианина? Об этом мы расспросили настоятеля Горецкого храма Иконы Божьей Матери "Спорительница хлебов" отца Сергия (Мосура).
– Батюшка, расскажите, что же такое Великий Пост?
– Пост – не есть ограничение себя в пище и питье. Совсем и далеко не это. Пост – прежде всего, работа над собственной душой. Его обязан нести всякий христианин. Ограничение в пище – это лишь подспорье в работе духовной. В этом смысле у того, кто держит пост, не может быть послаблений.
В эти Святые дни надо заботиться о том, чтобы сделать как можно больше добрых дел.
Чем больше успеешь принести добра в этот мир, тем лучше будет твоей душе.
– Нужно ли брать благословение на пост?
– Желательно. Ведь отношения у Бога с человеком самые элементарные: хочешь что-то делать – делай, Господь тебя не ограничивает. Но вот получится ли желаемый результат без благословения – неизвестно. А взял человек благословение – Господь позаботиться о том, чтобы задуманное свершилось.
– Часть людей считает себя верующими, но в храм не ходят. Как быть им?
– Есть такой святой – Киприан Карфагенский. У него есть множество очень хороших, метких выражений. Вот одно из них: “Кому Церковь не мать, тому Бог не отец”. То есть вне церкви – нет спасения. Так что если человек говорит о том, что он верующий, но храм не посещает – это очень печально.
Часто такие люди говорят, что им в общении с Господом не нужны посредники, или что Бог присутствует в их сердце, и им незачем ходить в храм. Я объясняю им, что такое состояние, когда Господь занимает сердце и душу, абсолютное, идеальное для каждого христианина. Но путь к Богу долгий и совсем не простой.
Нужно, чтобы собеседник понял, что он очень далек от того, в чем так убежден.
Для этого я задаю ему простой вопрос: “Помните ли вы о том, как встретились со своим любимым человеком?” Человек, конечно же, помнит и описывает момент встречи в мельчайших подробностях. Даже если это событие было много лет назад. Я выслушиваю и задаю другой вопрос: “А когда Господь вошел в вашу душу?” Собеседник смущается и ничего не может ответить.
Как же так, неужели человек смог пропустить, не заметить самое важное событие в своей жизни? Вот так, на протяжении нашего разговора и выясняется, что Бога в душе-то и нет, и не входил он туда, поэтому и встреча эта не памятна, что не было ее. Главное, чтобы человек сам понял это и постепенно начал двигаться навстречу Творцу.
– Есть ли разница между началом, серединой и окончанием поста?
– Разница, конечно, условная. Тот, кто ходит в храм на службы, начинает понимать это.
Для того, кто не знаком с литургическим богослужением, заметить отличия сложнее.
Первая Седьмица, Крестопоклонная (в середине поста), последняя – Страстная (самые строгие недели поста).
Вообще, Пасха, в переводе с иудейского означает “переход”. В жизни христианина и должен произойти такой переход от темного – к светлому, от худого – к доброму, от смерти – к жизни.
В дни Великого поста христианин должен жить этим, готовить свою душу к такому переходу, ждать Пасху.
– Ограничение в пище способствует духовному росту человека?
– Нисколько не содействует, если у человека духовная работа не является главной задачей.
Духовное всегда должно быть прежде всего, без него все остальное не имеет вообще никакого смысла.
Если духовность не первоначальна, пост превращается в диету, и только.
– Есть в народе такая поговорка: “Каков поп, таков и приход”. А влияет ли на авторитет церкви поведение прихожанина?
– На церковь, конечно же, нет. Потому как сказано: “Врата адовы не одолеют ее”. Тут речь немного о другом.
Некоторые граждане своим поведением привносят смятение в души окружающих. Лицемер – соблазн для верующих.
О таких Господь говорит: “Волк в овечьей шкуре”. К примеру, все вокруг знают, что данный конкретный человек – мерзавец и подлец, а он прикидывается хорошим, честным, справедливым. Такой человек, к сожалению, каким бы светлым не пытался показаться перед окружающими – из тьмы никогда не выходил и о мире Света и Добра ничего не знает.
Его душой владеет гордыня, а это, если вы помните, один из смертных грехов. Такому представителю рода человеческого нужно срочно менять свою жизнь, отношение к ближним и задумываться о спасении.
– Как Вы считаете, является ли повседневная жизнь человека отражением его веры?
– Я думаю, что да. Потому, что если человек действительно верующий, он никогда не будет делать пакости другим. Он будет стараться соблюдать заповеди Господни, и не только ветхозаветные шестую и восьмую (которые все знают), а и все другие тоже.
Не может человек стать гражданином государства Божьего, без знания и выполнения законов этого государства, которыми, по сути, являются заповеди.
Феофан Затворник говорил по этому поводу так: “Вы, православные, мясо ешьте, только людей не трогаете”. Смысл этой фразы в том, что ближнего своего нужно любить. Всегда, в любых ситуациях. А то некоторые “верующие” порой формально постятся, а тех, кто рядом находятся – буквально поедом едят. Такого быть не должно!