аўт, 16.07.2024
horki.info в Viber horki.info в Instagram horki.info в Одноклассниках horki.info в ВК horki.info в Facebook horki.info в TikTok horki.info в YouTube Новости horki.info по почте

"На войне не страшно только дуракам"

22.05.2017 – 12:01 | 1358

В биографии ветеранов-интернационалистов случались такие эпизоды, от которых у гражданских волосы бы встали дыбом. Мы встретились с двумя бывшими воинами-афганцами Сергеем Алексеевым и Игорем Берестовым, чтобы поразмышлять о воинском долге и о том, нужна ли была та война нашим ребятам.

На войну поехал добровольцем

Сергей Алексеев ушел добровольцем на афганскую войну и отслужил там почти три года. "Если надо будет сражаться с врагом, покусившимся на нашу землю, я тоже в стороне не останусь, пойду в партизаны", – говорит ветеран.

– Мой отец хотел, чтобы я стал военным, а мама – чтобы выучился на инженера. Я нашел компромисс и поступил в Каменец-Подольское военно-инженерное училище, что в Украине. Мне был 21 год, когда я его закончил, и вот тут-то родители узнали мою специализацию – работа со взрывчаткой (а мама, наверное, думала, что я буду строить мосты, дороги, или обслуживать технику). Служить попал в Белорусский военный округ, возглавлял группу разминирования. Мы обезвреживали снаряды, авиабомбы и прочую нечисть, которая таилась в нашей земле еще со времен второй мировой войны, – вспоминает Сергей Александрович Алексеев, отдавший выполнению интернационального долга почти три года своей молодости.

В 80-ом году он, молодой, но уже опытный специалист-сапер, вызвался добровольцем в Афганистан.

Отцы-командиры занесли холостого романтика в отдельный список и благополучно об этом забыли. Сергей успел жениться, дождаться рождения дочери, крестил малышку и, когда ей исполнилось три с половиной месяца, пришла бумага о том, что старший лейтенант Алексеев откомандирован на войну.

"Все, кто был за речкой, испытали по полной"

Должность, в которой в афганском Герате служил Сергей Александрович, одна из самых опасных и ответственных. Командиром взвода разминирования его назначили сразу, потому что был опыт, а людей этой специальности там не хватало.

Не было у Сергея даже сменщика – лечился в госпитале после двух тяжелых ранений. Так что на первую боевую операцию "свежего" человека отправили через пару дней после прибытия.

За время службы наш собеседник принял участие в 29 больших боевых операциях, став командиром роты разминирования. На деле это выглядело так: несколько человек в бронежилетах с миноискателями в руках движутся впереди колонны военной техники, расчищая путь от мин. Жара под 50, собаки, по запаху распознающие взрывчатку, работать не могут. А люди обязаны – долг.

Убирали взрывчатку не только с дорог – горные тропы, ущелья, подступы к аулам. Без предварительной проверки саперов не начиналась ни одна операция.

– Любому человеку, самому опытному, уверенному в себе бывает страшно. И даже не столько за себя, сколько за родных. Моя мать была нерелигиозным человеком, но во время моей службы там едва ли не каждый день ходила в церковь, просила Господа за меня. Может, благодаря этому я и остался цел? – рассуждает наш собеседник.

"Если на нас нападут, пойду в партизаны"

За время службы Сергей Александрович повидал такого, от чего у неподготовленного человека волосы встают дыбом. К примеру, когда рядом разрывается снаряд и от сослуживца, который недавно с тобой разговаривал, почти ничего не остается; когда у человека отрывает пол-лица и он (к счастью?) остается живой; когда у двоих, подорвавшихся на фугасе, выпали глаза и висят, а ты, несмотря на крик раненых, судорожно пытаешься эти глаза заправить обратно.

Оценивая те события с высоты прожитых лет наш собеседник уверен – та война нашим ребятам была совершенно не нужна. Противостояли две политические системы, каждая старалась доказать свою силу, сделав

Афганистан своеобразным полигоном, а наши парни оказались в этой "игре мускулами" невольными заложниками.

С тем, что ни один белорусский солдат не должен воевать на чужой земле, наш собеседник совершенно согласен.

"Мы нападать ни на кого не собираемся, но если к нам кто придет с недобрыми намерениями, должны дать такой отпор, чтобы было неповадно. Если надо будет сражаться с врагом, покусившимся на нашу землю, я тоже в стороне не останусь, пойду в партизаны", – говорит ветеран, имеющий две боевые награды, заслуженные в Афгане – медаль "За отвагу" и орден "Красной звезды".

Надо защищать свое!

Игорь Берестов воевал в должности командира взвода. "Сегодня наши парни на чужих территориях воевать не должны", – убежден офицер.

Второй наш герой, Игорь Берестов, окончил Полтавское училище связи, полтора года после его окончания отслужил в Бобруйске командиром взвода связи и в апреле 1987 был отправлен в Афганистан.
Отвоевал Игорь Михайлович тоже немало – 22 месяца в Пятой гвардейской мотострелковой дивизии в должности командира взвода управления первого самоходного артиллерийского дивизиона 1060-го артиллерийского полка.

Имея опыт реальных боевых действий мужчина уверен, что сейчас война оправдана лишь в том случае, если она ведется с целью защиты своего государства. Наши парни на чужих территориях воевать не должны.

– На войне не страшно только дураку. Был случай: мы стояли на позициях, рядом – реактивный дивизион. Для укрытия на всякий случай были выкопаны окопы. Начался обстрел наших позиций снарядами, минометами и ребята с реактивного расчета установки "Град" прыгнули в окоп. А следом за ними туда же угодила мина – выгребать из окопа было практически нечего, – Игорь Михайлович умолкает, мысленно возвращаясь в то пекло и заново переживая те события.

Вместе отобьемся

Наш собеседник знаком с творчеством писательницы Светланы Алексиевич, белорусского Нобелевского лауреата по литературе. По словам Игоря Берестова, в книге "Цинковые мальчики" автор не щадит своих читателей, раскрывая в повествовании всю грязь войны. "Эта книга слишком эмоциональна, читать с холодным сердцем ее невозможно. Там затронуты переживания родителей, потерявших сыновей в той войне, а это очень личное и не предназначено для всеобщего обозрения. Воспоминания медсестер, водителей, других участников практически совпадают с действительностью. В книге сфокусирован весь негатив войны, читать такое повествование человеку неподготовленному очень тяжело. Думаю, что не надо было все это рассказывать гражданскому населению, – уверен ветеран и добавляет, что дома, с родными, он никогда не поделится некоторыми пережитыми в те дни эпизодами.

Размышляя о настоящем, Игорь Михайлович говорит, что контрактная армия более боеспособна, потому что состоит из профессионалов.

Но на сегодняшний день Беларусь не имеет возможности сформировать свои вооруженные силы только из контрактников, их пока еще недостаточно. Начальную военную подготовку, которую проходят новобранцы за год-полтора срочной службы, отменять нельзя, ведь без исходных навыков вырастить профессионала невозможно. Понравилось парню служить – он может заключать контракт и дальше совершенствовать свое мастерство. А если вдруг придется защищать нашу страну от врага, то в строй станут и контрактники, и солдаты срочной службы – тогда отобьемся.

Галина Будная, фото: Александр Храмко

Падзяліцца

Viber Аднакласнікі УКантакце Facebook Email