пан, 9.12.2024
horki.info в Viber horki.info в Instagram horki.info в Одноклассниках horki.info в ВК horki.info в Facebook horki.info в TikTok horki.info в YouTube Новости horki.info по почте

"Трудно было смотреть, как наше Покутье приходит в упадок"

26.04.2017 – 08:00 | 1307

Чтобы не пропало наследие родной деревни, семья Зюликовых в одном из столетних домов обустроила музей сельского ремесла.

Деревне Покутье Дрибинского района, о которой пойдет речь, в 2014 году было 360 лет. Испокон веков в ней жили сплошь ремесленники – шаповалы, бондари, печкуры, кузнецы, изготовители катков для колес на конные телеги и другие мастеровые люди. При желании этот населенный пункт целиком можно бы было превратить в музей, но пока традиционную культуру спасают только местные энтузиасты.

 

Экспонаты в музей собирали всем миром

Семья местных жителей Зюликовых по возможности старается спасти наследие, доставшееся от предков. Они выкупили один из домов, которому уже более ста лет, и создали в нем своеобразный музей селянского ремесла.

Заходишь сюда, и в душе просыпается что-то самое сокровенное, исконное, то, что в глубине самосознания теплится у каждого белоруса – настолько точно смогли хозяева сберечь и передать дух старой деревни. Экспонаты в музей собирали по всей округе. Добрые люди приносили сюда предметы, сохранившиеся еще со времен их прапрадедов, – так что все здесь самое настоящее, ручной работы. Каждая вещь связана с историей определенной семьи и многое может рассказать о своем бывшем владельце.

Обустраивать музей семье Зюликовых помогали и здешние жители. К примеру, соседка, переехавшая из Украины в отчий дом, старалась изо всех сил, участвуя в приведении дома в порядок. Она передала для экспозиции сделанное ее дедом сто лет назад корыто. Другой сосед принес кованный в кузне топор, принадлежавший прадеду. Старинный инструмент под названием резец был найден в этом же доме, и, конечно же, сразу попал в коллекцию. И еще много-много других вещиц, которые можно подержать в руках, ощутить вес, тепло рук мастера, представить, как их применяли по назначению наши предки, размещено в экспозиции этого самодельного музея сельского ремесла.

Так как сами хозяева владеют искусством шаповальства, основной акцент здесь сделан на этом. Зато теперь любой из посетителей может при желании и под руководством мастеров самостоятельно изготовить валенки, или хотя бы попробовать, как это делается.

– Мне 57 лет и я почти всю свою жизнь прожил здесь, на своей родине. Жена моя тоже из местных. Трудно было смотреть на то, как наше Покутье приходит в упадок, разрушается. Решили своими силами спасать то, что еще возможно – специально зарегистрировали агроусадьбу, чтобы сохранять наследие и иметь возможность принимать самых разных гостей и знакомить их с тем, как жили наши прадеды, – объяснил глава семьи Валентин Зюликов.

Он часами может рассказывать о том, что уже имеется. И о том, сколько усилий потребовалось, чтобы хотя бы часть задуманного была воплощена. Но еще охотнее Валентин Владимирович говорит о своих планах, о том, что множество экспонатов музея пока что негде разместить, и о том, как не успел спасти еще один старинный дом, в прошлом принадлежащий его двоюродному деду. По словам нашего собеседника, это было крепкое строение, которое могло бы послужить толковому хозяину еще не один десяток лет. Но в рамках наведения порядка и благоустройства деревни дом разобрали, а остатки сожгли.

 

Окультуривать можно по-разному

– Дома стоит сносить, если они находятся в совершенно ветхом, полуразрушенном состоянии и не подлежат восстановлению, – уверен Валентин Зюликов. – После сноса место надо полностью очистить, заровнять и либо траву засеять, либо какие-то декоративные насаждения сделать. И ухаживать за ними постоянно, чтобы было красиво – тогда это окультуривание, а не варварство. А вы посмотрите, что происходит у нас, – возмущается наш собеседник.

Он провел для журналистов экскурсию по родной деревне. То, что мы увидели, трудно назвать порядком. В конце деревни раньше был парк, росли себе деревья, никому не мешали, даже наоборот – защищали дома от холодных ветров, а летом давали тень. Парк вырезали, теперь на его месте вырос густой хмызняк-подлесок, уничтожили часть плодовых деревьев, сирень, жасмин, березы. Лежат груды сучьев, валяются камни, кое-где так до конца и не убраны остатки снесенных хат.

А на месте того дома, который Валентин Владимирович хотел спасти, – пепелище, от которого еще поднимается дымок. Дом жалко. Тем более, что с ним связана очень интересная и важная для местных жителей история. Здесь жил человек, который во время войны спас село от сожжения. (Есть как минимум один очевидец тех событий). Семья Зюликовых надеялась, что все-таки сельский совет пойдет навстречу и даст возможность обустроить там клуб-музей, – еще одну частичку истории удалось бы сохранить.

 

Собственник дома сам определил его судьбу

Мы связались с Виктором Жуком, председателем Михеевского сельсовета, в который входит Покутье, и расспросили его о том, как обстоят дела в этой деревне.

– Идет благоустройство. Вырезаем древесно-кустарниковую растительность, будем проводить захоронение семи фундаментов, работает техника. Три человека трудятся уже почти месяц, сжигают ветки, старые заборы.

План благоустройства с местными жителями обсуждался – был сход деревни, вопрос рассматривался совместно с депутатами. Перед тем, как начинались эти работы, все собирались дома у местной жительницы Нины Викторовны Галочкиной. Люди единогласно высказались за наведение порядка в Покутье. Все протоколы, документы тех собраний имеются. Некоторым, конечно, кое-что не нравилось, но потом они пришли к выводу, что мы все делаем правильно", – пояснил Виктор Григорьевич.

По его словам, собственник дома, о котором шла речь выше, написал заявление о том, чтобы строение снесли и навели порядок. На основании этого обращения соответствующая организация ликвидировала домовладение, а вскоре будет проведено захоронение остатков. Строение было сгнившее, полуразваленное, навес провалился и крыша. Сельский совет никому не имел права ни продать, ни каким-то иным способом передать этот дом – для этого надо иметь соответствующие документы, к тому же собственник строения сам определил его судьбу.

– Сельский совет включает 36 населенных пунктов, и все их нужно досмотреть, к каждому из жителей найти подход. Нам это удается. Позицию семьи Зюликовых я уважаю, они делают нужное дело, – закончил беседу Виктор Григорьевич.

Галина Будная, фото: Александр Храмко

Падзяліцца

Viber Аднакласнікі УКантакце Facebook Email