В городской библиотеке действует выставка, на которой можно полистать прижизненное издание Толстого, познакомиться с книгой середины XIX века о Шекспире и оценить покетбук столетней давности.
"Перчатки не забыли надеть?", — шутит заведующая отделом информации Елена Морозова, открывая стеклянные дверцы, за которыми находятся экспонаты постоянно действующей в читальном зале экспозиции "Библиотечный раритет". Предупреждая какие-либо инсинуации, сразу скажем, что похвастаться баснословной стоимостью на антикварном рынке эта небольшая коллекция вряд ли сможет. А вот обычным горецким книголюбам из числа посетителей подержать в руках подобные артефакты будет весьма интересно.
Вот, например, "Герой нашего времени", который был напечатан больше века назад. Любопытно, что знаменитый роман Лермонтова издан в удобном карманном формате. Простота в оформлении и приемлемость таких книжек по цене делали их удобными для всяких путешествий и часто не предполагали слишком бережного к себе отношения. Несмотря на это, лермонтовский бестселлер, хоть и обтрепался, но довольно хорошо сохранился до сих пор, в отличие от многих современных покетбуков, которые разваливаются на части уже после первого прочтения.
Кстати, под одной обложкой с похождениями Печорина уместились, в качестве приложения, турецкая сказка "Ашик-Кериб" и целых две неоконченных повести Михаила Юрьевича. Один из незавершенных отрывков, известный под названием "Штосс" — последнее прозаическое произведение классика, над которым он работал перед гибелью.
До сих пор этот пугающий рассказ о доме с привидениями остается незаслуженно забытым, а ведь это — один из лучших фрагментов прозы в русской литературе!
Среди экспонатов выставки — двадцать первый том Полного собрания сочинений Достоевского, с дневниковыми записями писателя. Собрание выходило в начале прошлого столетия в популярной серии "Всемирная библиотека", которую издавало петроградское товарищество "Просвещение". В дальнейшем в этой серии были выпущены также собрания сочинений Пушкина, Гоголя, Диккенса, Мопассана и многих других известнейших авторов. С приходом же революции "Просвещение" перешло на дешевые политические брошюры.
К слову, нашлось место в экспозиции и упомянутому уже Николаю Васильевичу — один из томов его сочинений имеет 117-летнюю выдержку и включает в себя, как гласит надпись на титульном листе, "два портрета, гравированных из стали Брокгаузом в Лейпциге, два автографа и три собственноручных рисунка". Под некогда роскошной обложкой — ранние литературные опыты автора "Мертвых душ", в том числе и юношеская поэма "Ганц Кюхельгартен".
Известно, что после нескольких язвительных отзывов на нее молодой Гоголь со своим слугой Якимом скупил все первые издания собственного творения и сжег их у себя в номере.
Конкретно это издание интересно еще и тем, что выходило в небезызвестном петербургском "Товариществе печатного дела Маркса", о котором обязательно следует упомянуть отдельно.
Адольф Федорович Маркс — знаковая фигура в русском книгоиздательстве. Про этого "фабриканта читателей", владельца знаменитейшего журнала "Нива" сам Чехов писал, что "запродался ему с потрохами". Маркс был капиталистом в полном смысле этого слова. Именно ему впервые пришла в голову мысль выпуска полных собраний сочинений крупнейших российских писателей в качестве бесплатного приложения к своему журналу "Нива", тираж которого к тому времени преодолел совершенно невообразимый 100-тысячный рубеж. Идея имела грандиозный финансовый успех успех, а массы малоимущих читателей открыли для себя неизвестные имена. Популярность продукции печатной фирмы Маркса была огромной, поэтому ее торговый знак на многих экспонатах выставки — дело неудивительное.
Заглянув в читальный зал горецкой библиотеки, вы получите уникальную возможность — запросто полистать издания, с которых больше 120 лет назад начался подлинно массовый выпуск произведений классиков. Чаще всего это разрозненные тома из собраний сочинений — Гончаров, Грибоедов, Островский, Гаршин и другие знаковые фигуры.
Перекупив у вдовы Салтыкова-Щедрина в 1898 году право издания его полного собрания сочинений, сам Маркс до выпуска не дожил. На выставке есть одна из книг этого двенадцатитомника, тираж которого по нынешним меркам поражает — 150 тысяч экземпляров! Ее титульная страница, испещренная пометками и штампами, открывает для нас занимательную географию перемещений, которую совершила эта книжка за свою вековую жизнь.
Центральная библиотека работников народной связи, профсоюз рабочих ленинградской библиотеки и даже Общество попечения благородных девиц Санкт-Петербурга — где только не побывала книга, прежде чем оказаться в районной библиотеке нашего города!
Если говорить о самых "возрастных" экспонатах выставки, то это, конечно, русский перевод с комментариями исследования немецкого историка Георга Гервинуса о творчестве Шекспира. Издание было выпущено в свет типографией "Безобразовъ и компанія" и датируется 1862 годом. А судя по печати на заглавной странице, одной из остановок в долгом странствии данной книги стал, помимо прочего, книжный магазин некоего Степана Иванова, работавший в Киеве аж с 1830-го.
Следующий участник выставки труд Гервинуса читал, скорее всего, в оригинале и вынес немцу неутешительный диагноз: "Все доказательства Гервинуса о чувстве красоты у Шекспира только доказывают что сам он, Гервинус, совершенно лишен его". Про самого же всемирно известного английского драматурга граф Толстой, творчество которого представлено на экспозиции третьим томом "Анны Карениной" 1886 года издания, выражался еще круче.
"Сочинения Шекспира не только не нравились мне, но были мне отвратительны. Я читал его и по-русски, и по-английски, и по-немецки, и испытывал все то же: отвращение, скуку и недоумение", — писал в своей статье Лев Николаевич.
Ну а самым красивым экспонатом мини-коллекции, собранной сотрудниками районной библиотеки, можно назвать, на наш взгляд, книгу стихотворений Алексея Толстого. С большим вкусом оформленная обложка, изящный рельефный с тиснением переплет— даже спустя 130 лет после выхода в свет держать эту книгу в руках по-прежнему очень приятно.