Мы побеседовали с сельскими жителями в Горецком районе о повышении пенсионного возраста. Почти для всех это событие оказалось неприятным сюрпризом. Правда, женщин это нововведение особо не напрягает, а вот мужчины практически единодушны: "Дожить бы!"
"Лишних два года горбатиться придется"
Недавно услышала в электричке разговор двух немолодых мужчин. Один другому рассказывал, что "Слава Богу, успел вскочить в последний вагон". Сперва подумалось, что незадачливый пассажир имеет ввиду посадку на этот поезд, но оказалось, что приятели обсуждают указ о повышении пенсионного возраста.
Около 15 минут мужчины делились друг с другом впечатлениями о том, что теперь на пенсию им нужно будет выходить позже привычных 60 лет. "Да, Степаныч, тебе повезло. Когда, говоришь, твой юбилей, в июне? Повезло. А мне вот по этому указу теперь лишних два года горбатиться придется". Дальше прислушиваться к разговору не имело смысла, так как мужчины перешли на нецензурную лексику.
"Кто в кабинетах сидит, тот работать может сколько угодно"
Мы решили поездить по соседним с Горками деревням и расспросить тамошних жителей о том, как они относятся к продлению трудоспособного возраста. Суждения сельчан нам показались более важными еще и потому, что условия жизни и труда у них зачастую куда более сложные, чем у горожан.
Первым пунктом пребывания оказалась Ректа. Как-то язык не поворачивается назвать этот агрогородок селом. Этот населенный пункт похож, скорее, на пригород нашего райцентра: дороги неплохие, дома ухоженные, да и люди одеты не по-сельски.
– Я на пенсии уже восемь лет, вышла, как положено, в 55. Но все равно продолжаю работать, здоровье пока не подводит, да и работа несложная, – сообщила местная жительница Валентина Арсентьевна, заправщица ОАО "Горецкое". – Но это у меня так получилось. А женщинам, занятым на фермах или в полеводстве, очень тяжело дорабатывать даже до 55, не говоря уже о большем сроке. К этому времени многие из них уже больные – тяжелый физический труд сохранению здоровья не способствует.
– Мы обсуждали это нововведение в семье. Я считаю так, если человек здоров – пусть трудится, – поделилась своим мнением еще одна жительница Ректы Валентина Владимировна, которая прогуливалась с внуком Арсением по улице. – Я работала на ферме телятницей, на пенсию пошла ровно в срок, и после ни одного дня там не работала. Если б и надо было, вряд ли смогла бы – очень-очень тяжело. Кто в кабинетах сидит, тот работать может сколько угодно. Они, чиновники, поэтому такие правила и выдумывают – не знают, как простой народ живет.
"Я надеюсь до пенсии дожить, по крайней мере, буду стараться"
Мужчины оказались не такими разговорчивыми и открытыми. Особенно сложно было беседовать с молодыми, было видно, что они все время чего-то опасаются: оглядываются по сторонам, стараются излишне не откровенничать, спешат поскорее уйти.
– Мне только 32, я о выходе на пенсию вообще пока не думаю. Тут главная задача – дожить, а там посмотрим. Мало деревенских мужчин до этого возраста дотягивает, так что особой разницы нет, в 60 лет срок выхода на заслуженный отдых или в 63, – горько улыбнулся Саша, механизатор, и, сославшись на занятость, ретировался.
По словам нашего следующего собеседника Сергея, очень жалко старшее поколение, тех, кому 60 или 55 наступит через год-два. Они со всех сил тянут, стараются доработать до заветной цифры законного выхода на пенсию, а тут – бац!.. Такой неприятный сюрприз в виде трех дополнительных лет!
– Я молодой, мне только 30, а вот родителям моих ровесников обидно очень, – считает Сергей.
Житель Шишево Василий Васильевич посетовал, что теперь ему до пенсии целых десять лет.
– Работаю дневным скотником, а это работа не из легких – все время в сырости, в резиновых сапогах. Несколько моих знакомых, вроде здоровые на вид дядьки, поумирали в 61-62 года.
Я надеюсь до пенсии дожить, по крайней мере, буду стараться. Вот жене моей повезло, она уже год, как на заслуженном отдыхе, но трудиться продолжает, – вспомнив о жене, наш собеседник заторопился. Время наступило как раз обеденное, и Василия Васильевича дома явно ожидали наваристые щи.
В тот день мы услышали много разных мнений и высказываний на темы увеличения пенсионного возраста. Повстречали даже одного человека, который не слышал про указ №137 "О совершенствовании пенсионного обеспечения". Мужчина назвался Иваном и пояснил, что телевизор у него давно сломан, а газет не читает – дорого покупать.
Когда нам все же удалось втолковать, что документ уже подписан, Иван ужасно расстроился – теперь ему работать до пенсии целых восемь лет. "Григорьевич же вроде обещал с народом посоветоваться", – прошептал Иван, когда мы садились в машину.