Четверть века одинокая долгожительница города Горки Любовь Левшанкова просит чиновников о помощи. Но “слуги народа” лишь упражняются в эпистолярном жанре. Удастся ли бабуле пробить стену равнодушия?
Трудилась с детства и до старости
Жизнь в селе никогда не была легкой. С раннего детства на хуторе Каменка Любовь Левшакова много работала: пасла скот, полола грядки, убирала в доме, ходила в лес за ягодами и грибами. Родители сумели привить девочке любовь к окружающему миру. “Учись, дочка, любить все, что ты делаешь. Делай людям добро, и они тебе отплатят тем же. С открытым сердцем легче жить на этом свете”, – часто говорил Любаше отец.
Девочка выросла, встретила своего единственного, но счастью молодых помешала война. Суженый ушел на фронт. Ждала, писала, надеялась на будущую счастливую семейную жизнь. Но Любе была уготована судьба многих тысяч девушек и женщин, оставшихся вдовами и вечными невестами. Любимый погиб.
После войны Любовь Левшанкова трудилась телятницей, потом звеньевой в растениеводческой бригаде. Работала добросовестно, неоднократно была отмечена грамотами и подарками. В далеком 1957 году она даже была участницей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве, откуда привезла заслуженную награду, которую хранит и по сей день. Неоднократно избиралась делегатом партийных съездов. Всю жизнь была уважаемым человеком.
В 1960 году Любовь вместе со своей мамой переехала в Горки. Здесь они купили небольшой дом по адресу ул.Чехова, 2. Возле дома – скромный участок земли, которого женщинам вполне хватало, чтобы обеспечивать себя ягодами и овощами. Заготовки на зиму и закатки хранили в сухом подвале.
В Горках Любовь Левшанкова продолжила работать – устроилась на местный консервный завод, там и трудилась до самого его закрытия.
Стало подводить здоровье – сказалась трудная военная юность, и через год после закрытия завода в 1979 году женщина получила вторую группу инвалидности. Но все равно трудилась по мере сил, ни у кого ничего не просила.
В 1992 году у Любови Ильиничны умерла мать, все родственники разъехались. Пожилая женщина осталась совсем одна.
Пенсионерка, несмотря на сильно пошатнувшееся здоровье, до сих пор живет самостоятельно, по возможности стараясь никого не обременять ежедневными житейскими заботами. Но есть у 86-летней бабули проблемы, которые самой ей решить не под силу.
Люба на болоте
Трудности в домовладении Любови Ильиничны начались после подсыпки проходящей неподалеку автомобильной дороги. Некогда сухой и уютный домик стал регулярно подтапливаться не только весенними паводками, но и всеми атмосферными осадками. Из-за этого жилище за несколько лет превратилось в изрядно подгнившее непрочное строение. Бабушка Люба со своим огородом оказалась практически в яме. Обрабатывает пенсионерка теперь небольшой клочок земли, который не высыхает.
В доме, под полом, вода стоит почти круглый год, поэтому в жилых комнатах постоянно присутствует запах сырости и гнили. “Я даже несколько раз ночевала на чердаке, так как вода просачивалась из подвала в дом”, – рассказывает нам пенсионерка.
“Раньше в погребе хранила картошку, капусту и другие мои запасы, а теперь там зловонная жижа. Вот, посмотрите, даже чеснок сгнил, а был такой крупный, хороший”, – со слезами на глазах делится бабуля своими бедами.
“Я уже много лет обращаюсь в разные инстанции. Прошу – помогите остановить этот непрекращающийся паводок! Только в местный райисполком обращалась раз десять. В ответ приходят складные отписки, но проблема никуда не девается.
Были у меня тут и комиссии разные, и чиновники всех рангов и мастей. Даже несколько раз журналисты из республиканской прессы приезжали. Результата пока никакого. Думают, наверное, бабуля уже совсем старая, еще немного подождем, и проблема снимется сама собой”.
Но эта забота у Любови Ильиничны Левшанковой не единственная.
Корреспондент, побывавший у нее в гостях, отметил: рядом с калиткой дома какие-то “добрые” люди организовали стихийную свалку. Неужели мусор должна разгребать одинокая старушка? Да и деревянный забор, отстоявший многие десятилетия, местами развалился и требует капитального ремонта.
“Я все, что могу, делаю сама. Вот потихоньку в огороде ковыряюсь, не могу забросить землю, – говорит наша собеседница. – Лет десять назад мне сделали операцию на глазах, с тех пор я не могу поднимать тяжелое и сильно наклоняться. Ко мне регулярно приходит работница из соцзащиты, приносит продукты, убирается в доме. Но, конечно же, вот эти мои проблемы ей решить не под силу.
В июле жду в гости брата из России, он профессор, военный хирург. Правда, приедет всего на пару дней и сам уже в таком возрасте, когда топором махать невмоготу”.
Небольшой участок земли тщательно ухожен. Не каждая, даже молодая хозяйка может похвастаться таким порядком. Если лето будет сухое, то бабушку ждет богатый урожай помидор, перца, лука, огурцов и прочей зелени.
И четверть века длилась переписка
Обращается Любовь Ильинична со своими, в общем, не сложными проблемами к чиновникам уже более двадцати пяти лет!
Переписка началась в 1987 году. Тогда в ответ на ее обращение местные власти распорядились, чтобы “сосед увеличил емкости для сбора ливневых вод, прокопал канаву, и отвел сток в сторону, противоположную дороге”. Сосед проигнорировал это предписание.
Прошло одиннадцать лет. Исполком напомнил соседу о необходимости выполнения старого предписания, а коммунальным службам порекомендовал поднять обочину проезжей части. И опять реакция нулевая.
Пыталась найти понимание одинокая женщина в службах и самых высоких инстанций. Обращалась в Госконтроль, Администрацию Президента, Палату представителей нашего парламента, к депутатам Вячеславу Шаршунову и Михаилу Аникееву. Все обращения возвращались в местный райисполком и результатов не приносили.
Однажды пенсионерке даже посоветовали решить проблему с влажностью следующим образом. “Почаще открывайте форточку, проветривайте помещение и в доме станет сухо”, – вполне серьезно порекомендовал кто-то из многочисленных высокопоставленных визитеров.
Один из “ответственных” даже пытался пристыдить пенсионерку, мол, живут люди и в худших условиях, а вы все никак не успокоитесь. Надо думать, что автор этого высказывания не себя имел в виду.
В январе текущего года Горецкий райисполком вместо помощи решил просто прекратить переписку с Любовью Ильиничной. Такое решение обосновано тем, что “новых доводов или вновь открывшихся обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения обращения по существу, не приводится”.
“Мне, как одинокой женщине и инвалиду предлагали переехать в Ленино, в больницу сестринского ухода. Но ведь я на своих ногах, голова и руки у меня работают, я сама себя обслуживаю. Зачем же мне менять родной дом на казенный? Я хочу дожить свой век дома, неужели чиновникам это не понятно?” – возмущается несгибаемая старушка.
Мир не без добрых людей?
Так наше “социально ориентированное” государство помочь одинокой пенсионерке официально отказалось.
“Здесь, если разобраться, и работы не так уж много”, – делится соображениями Любовь Ильинична. – Чтобы в доме и на участке стало сухо, надо чтобы труба для отвода воды, проложенная 16 лет назад, наконец, заработала. Зампредседателя Горецкого райисполкома Владислав Еремин в прошлом году побывал на моем подворье. Посоветовал прокопать на огороде небольшую канавку к этой трубе. А чтобы подпол стал сухой – насыпать туда песка.
За долгие годы сырости пол в доме сильно подгнил. Щели такие, что я стараюсь ничего не ронять. Забор бы тоже подправить. Про заросли от улицы я уже не говорю, Бог с ними. Осенью листва облетит, и в доме станет светлее.
Я, к сожалению, все эти работы своими силами не одолею. Если государство не может помочь безвозмездно, я готова частично покрыть затраты. Только бы нашлись добрые люди и помогли мне. Очень хочется дожить век в своем сухом и уютном доме”.
На кого теперь может понадеяться горецкая долгожительница? Может, не перевелись еще в нашем районе добрые люди? И какой-нибудь директор строительной организации, или частный предприниматель, или просто неравнодушный человек, прочитав эту заметку, откликнется и поможет пенсионерке.
Ведь как там учили мудрые предки: “Делай добро и бросай его в воду. Оно обязательно вернется тебе сторицей”.
А может быть и местные “слуги народа”, помня о своих родителях, найдут возможность решить несложные проблемы бабушки Любы?