В прессе чаще публикуют статистику «смертей от рака», забывая привести данные о случаях излечения. Даже если выздоровела известная личность. Намного чаще пишут: «Умерла звезда. Причина – рак».
За последние три года тема онкологических заболеваний стала более открытой. Если в 2010 году подобные публикации составляли около 2,8% среди всех материалов изданий, то в 2012 году — 4,5%. Материалы на тему онкологии, чаще всего носят чисто информативный характер, встречаются советы врачей о профилактике онкологических заболеваний. Таковы данные контент-анализа, озвученного на круглом столе «Онкологическая тематика в СМИ: результаты исследования».
В обществе сложился стереотип, что онкологические заболевания, занимающие второе место в мире после сердечно-сосудистых, — это результат современной жизни.
— Злокачественные образования существовали всегда. Раньше у людей продолжительность жизни была меньше, и они просто не успевали заболеть, потому что основная масса онкологических заболеваний возникает в преклонном возрасте, — поясняет Владимир Караник, главврач Минского городского клинического онкодиспансера. — В средние века боялись чумы и испанки. Но люди научились их лечить. И онкологию можно предупредить, выявить на раннем сроке и правильно лечить.
Специалист считает неправильным, что журналисты забывают писать о достижениях медицины и успешных выздоровлениях.
А забывают ли на самом деле? Или проблема в другом?
Оказывается, журналисты не раз пытались найти собеседников, готовых рассказать свою историю выздоровления. Но безрезультатно.
— Журналисты различных СМИ неоднократно обращались к нам за помощью в поисках онкопациентов, готовых открыто озвучить свою фамилию в материале, — рассказывает Ирина Жихар, председатель Совета общественного объединения «Белорусская организация трудящихся женщин». — Но пациенты боятся рассказывать о себе, не желают, чтобы знакомые узнали об их болезни.
Пресса постоянно сталкивается с проблемой закрытости онкопациентов. Даже на мероприятиях, которые «Белорусская организация трудящихся женщин» проводила совместно с врачами и онкопациентами, присутствие журналистов вызывало крайне негативную реакцию. А в одном из онкоучреждений для съемок репортажа пришлось переодеть медперсонал, чтобы сделать общий кадр, потому что пациенты наотрез отказались показывать даже затылки.
Онкология — это не заразно
Большинство имеющих онкологические заболевания действительно боятся реакции окружающих.
— У многих отношение к онкологическим заболеваниям, как к проказе, — считает Владимир Караник. — И пока мы не доведем до общества, что это объективная реальность, ситуация не изменится.
Со всяким приходится сталкиваться, и с агрессивной реакцией, и со страхом, но главное — это отсутствие информации о болезни, отмечает онкопациент Светлана Бергер.
— Я, как и другие выздоравливающие, готова говорить, делиться опытом не просто, чтобы рассказать свою историю. Если мы начнем говорить открыто о болезни, о том, что ее можно победить и необходимости друг друга поддерживать, панический страх у народа начнет рассеиваться. И когда в обществе будет больше информации, увеличится и процент выздоровевших, — уверена Светлана.
Страх возникает также из-за отсутствия положительных сюжетов и примеров. При желании СМИ могут развеять стереотипы о неизлечимости многих онкологических заболеваний. Сегодня от гриппа умирает больше людей, чем от лейкемии, а онкология щитовидной железы, по словам медиков, лечится в ста процентах.
Чего хотят онкопациенты?
Белорусская организация трудящихся женщин и сайт oncopatient.by предлагают СМИ по-иному взглянуть на проблему заболевания:
1. Онкология — это не приговор.
2. Онкопациентам нужна не жалость, а поддержка.
3. Врач — не Бог, его возможности ограничены.
4. Ввести в публикации такие слова, как «онкопациент», «онкоучреждение», заменив пугающие общество слова «рак» и «раковые больные».
5. СМИ должны быть компетентными и публиковать информацию только со ссылкой на специалистов, т. к. в интернете часто появляются статьи с неадекватной информацией.
Надежда КАЛИНИНА, zautra.by