Кто бы мог подумать, что мода на валенки может вернуться, и они станут на равных конкурировать с дорогущей кожаной обувью. Конечно, речь не о промышленном производстве, а о валяльном промысле, ручной работе, когда мастер в каждое изделие вкладывает частичку своей души. Таких мастеров в Беларуси не много, но большинство из них живет в Дрибинском районе. Здесь за последние годы немало сделано для возрождения этого старинного промысла. Не случайно Дрибинщину называют сегодня столицей шаповальства в Беларуси. В местном музее создана специальная экспозиция, действует творческая научно-практическая лаборатория по возрождению этого ремесла. А совсем недавно в районе появилась еще одна креативная услуга - туристы могут пожить в настоящем доме шаповала в деревушке Покутье и сами научиться валянию валенок. Эту услугу предоставляет усадьба "Сядзіба Шапавалы" и потомственные ремесленники - семья Валентина и Лидии Зюликовых.
Деревню Покутье найти достаточно просто. Она находится на юго-востоке района всего в 4 км от Дрибина. По местному преданию такое название село получило от того, что оно находится на месте слияния двух рек, то есть по-белорусски "на куце" - отсюда и Покутье (Пакуцце). Раньше здесь было больше 60 дворов, почти в каждом валяли валенки. Сейчас жилых домов наберется около 15, о все равно язык шаповальский здесь не забыли, как и ремесло. Острое словцо так и вертится на языке хозяина агроусадьбы Валентина Зюликова: "Сейчас шимско подтроим (хорошо подъедим) и пойдем валять валенки".
За чаем с медом и блинами (кстати, Валентин еще и пчеловод) узнаю, что изготовление валенок процветало в этих местах в XVIII-XIX веках. Существует две версии появления шаповальства на Дрибинщине. По первой - местный владелец фольварка стал приглашать селиться сюда крестьян, и кто-то из них принес с собой это искусство, которое здесь получило распространение. Вторая версия гласит, что местный помещик Антон Цехановецкий отправил несколько молодых крестьян в Россию для обучения. Мужики быстро научились и стали валять дома и шапки, и валенки, и рукавицы, и одеяла, и хомуты, и потники для конской сбруи. Позже ремесло переросло в отходный промысел - с наступлением морозов мужики шли по тем деревням, где держали овец, и предлагали свои услуги. Женщины, как правило, занимались заготовкой шерсти и продавали валенки на ярмарках. Чтобы сохранить секреты мастерства, придумали и свой язык - катрушницкий лемезень.
Экскурсию по деревне мы начали с посещения святая святых - шаповальской мастерской, большую часть которой занимает старинный огромный чесальный станок. Он в рабочем состоянии и используется до сих пор по назначению. Как рассказал Валентин Зюликов, сам он научился валянию с детства, помогая деду Моисею и отцу Владимиру. Оттачивал мастерство и учился столярному делу у известного тогда мастера Евдокима Огородникова. Деды и прадеды со стороны Владимира Моисеевича и его жены Нины Трофимовны также были шаповалами. Да и почти все жители деревни занимались этим ремеслом наряду с другими промыслами, которые могли дать хоть какой-то заработок. Но запреты на ремесло и сбыт валенок в советские времена довели до того, что шаповальство было почти забыто. Сейчас оно переживает второе рождение. В районе разработана концепция дальнейшего развития шаповальства, при районном историко-этнографическом музее действует детский коллектив "Катрушник", участники которого изучают мастерство изготовления валенок. Всего на данный момент на Дрибинщине работают около 30 мастеров.
Как оказалось, на деле свалять валенок не так уж и просто - это очень кропотливая и требующая определенных физических усилий работа. Не случайно ею преимущественно занимались мужчины. Шерсть сперва надо заготовить, вымыть, вычесать, высушить. Потом начинается сам процесс валяния: шерсть раскладывается на полотне, вымачивается в холодной воде, выкручивается. Формируется большущий валенок, заворачивается, укатывается с одной стороны, с другой. Придается нужная форма - она должна быть примерно вполовину больше реального размера.
После валенки подравниваются, подгоняются под нужный размер на колодке, внутрь каждого кладут специальную материю, именуемую "душа". Опять несколько раз укатываются, заливаются кипятком и снова укатываются, уже в кипятке. Процесс долгий. На одну пару уходит минимум двое-трое суток. Плюс валенки нужно просушить в печи. Но дело того стоит - такая экологическая обувь полезна и долговечна. Даже в лютую стужу валенки согреют и мальчишку, и седого старика, валенки лечат, заряжают положительной энергией, могут быть сувениром и брендом. А на качественный товар и спрос есть. "У меня в этом году заказов много. География обширная: Гомель, Витебск, Могилев, Москва и другие города, - заверил хозяин. - А заказывали валенки и другие изделия даже гости из Швеции, Германии и Америки".
Сейчас сохранить ремесло - главная задача Валентина Зюликова. Поэтому он не уезжает из деревни. Тут каждый дом ему напоминает о былой славе Покутья, тут живут его престарелые родители. Отцу недавно исполнилось 85, но выглядит он намного моложе и держится бодро. Если нужно, еще сыну и валенки свалять поможет. Один из последних на Дрибинщине шаповалов, который еще занимался отхожим промыслом, несмотря на свой почтенный возраст, до сих пор купается в местной речушке Радемке, может позволить себе "пропустить чарочку" и сыграть на именной тульской гармони "Плясовую".
Напротив родительского дома Валентин воссоздает настоящий "Дом шапавала", где в ближайшем будущем разместится музейная экспозиция, рассказывающая об истории шаповальства в Покутье и на Дрибинщине. Здесь же можно будет увидеть шерстяных овец, различные предметы быта и труда предков, приобрести сувениры, сделанные руками местных мастеров.
Супруги также стараются приобщить к общему делу и своего сына Владимира. У него в деревне своя мастерская - кузница. Хочешь подкову - пожалуйста, хочешь кованую розу - тоже нет проблем.
"В планах - превратить нашу деревню в своеобразный ремесленный центр, возродив здесь традиционные ремесла: шаповальство, бондарство, кузнечное и столярное дело - чтобы каждый приехавший к нам турист, мог пожить в настоящих сельских условиях, продегустировать домашнюю кухню, чему-то научиться и получить заряд бодрости и хорошего настроения, - делится задумками Валентин Зюликов. - Мы бы хотели сделать акцент на познавательном туризме, интерпретации нашего культурного наследия, креативной экономике".