Артур самый обычный житель Горок. Ему скоро четыре года, и как все малыши в этом возрасте, он любит маму, папу и мороженое, готовится пойти в садик. Но есть одно обстоятельство, которое отличает этого малыша от его сверстников – Артур не ходит, у него диагноз ДЦП.
Дальше будет еще сложнее
На прогулки и лечебные процедуры мама Анастасия возит своего сына в специальной коляске, которую выдало государство с расчетом на пять лет. Этот транспорт весит около 20 килограммов, стоит почти пять тысяч рублей. Обходиться с ним надо бережно – если сломается, новый не дадут. Насте приходится нелегко даже чисто физически – в доме по адресу улица Калинина, 29А, где живет семья, нет пандуса ни перед подъездом, ни внутри.
– Мы живем на первом этаже. Но все равно, это очень сложно, каждый день по несколько раз таскать на себе туда-сюда малыша и коляску. Ребенок на данный момент весит 20 килограммов, столько же тянет и коляска. Вы представляете себе, как я преодолеваю препятствие в десять ступеней (три на крыльце и семь в подъезде) с таким весом? Раньше, когда Артур был младше и мы пользовались обычной коляской, я просто "шагала" колесами по ступенькам. Теперь это невозможно – тяжело, и при такой эксплуатации коляска не выдержит положенные ей пять лет. А дальше будет еще сложнее, ведь сын растет, – рассказывает Анастасия.
Артур очень любит общение. По словам мамы, дома его сложно удержать – он охотно контактирует с другими детьми, лошадками на занятиях по иппотерапии, медперсоналом на лечебных процедурах.
Папа мальчика с утра до вечера на работе, бабушки и дедушки живут далеко, так что вся забота об Артуре лежит на плечах мамы. Сейчас Настя приловчилась выходить с сыном на прогулки так: сперва выносит коляску и сумку, потом сына. Домой возвращаются в обратном порядке – женщина относит мальчика домой, оставляет его там, потом возвращается за коляской. Артур несколько минут остается дома один, без присмотра.
А так не должно быть ни в коем случае, мало ли что может случиться!
Шанс когда-нибудь пойти у него есть, но если это произойдет, без вспомогательных средств ребенку (а потом подростку и взрослому человеку) все равно не обойтись. Так что пандусы перед подъездом и внутри это не какая-то сиюминутная прихоть, а необходимость на долгие годы.
Поставили только поручень
С 2018 года семья пытается добиться, чтобы пандусы (или подъемник) были оборудованы.
– Когда ребенок получил инвалидность, то я сразу же обратилась в УКПП "Коммунальник". Меня отправили к Головачу, но разговора, мягко говоря, не получилось. Он сказал, что пандуса у вас нет и не будет. Но все-таки посоветовал обратиться в отдел соцзащиты, возможно, они смогут чем-то помочь. Я обратилась к специалисту в РЦСОН. Она меня выслушала и направила в исполком к начальнику этого отдела. Там меня тоже выслушали, но не обнадежили – на 2018 год уже все было распланировано, в 2019 тоже вряд ли получится, потому что очередь. А там, дальше, может быть, – вспоминает молодая мать.
В конце лета 2019 года в гимназии проходила встреча председателя исполкома Александра Бутарева с жителями района. Анастасия рассказала ему, что нужны пандусы. Он вник и дал задание соответствующим службам, чтобы к 1 ноября 2019 на крыльце подъезда был обустроен пандус. После этого крыльцо подъезда подремонтировали, подправили рассыпающиеся ступени, но пандус так и не появился. Внутри подъезда установили поручень – на этом все закончилось.
В 2020 году дело не продвинулось, в 2021 – тоже. Более того, ступеньки на крыльце подъезда, которые ремонтировали два года назад, опять начали рассыпаться. В начале мая Анастасия собиралась отправить электронное обращение в исполком, напомнить о проблеме. Если не получится достучаться до чиновников местного уровня, женщина будет писать выше. Ведь, кроме нее, отстоять интересы маленького инвалида больше некому.
Надежда есть
Казалось бы, ну что за сложность обустроить пандус. Надо песок, цемент, знание нормативных норм и желание помочь. Любой более-менее грамотный строитель мог бы справиться с этой задачей. Но не все так просто. Обязательно нужен проект (или проекты, если пандусов несколько). Эти документы надо заказать, выполнить, утвердить и т.д. Это требует много денег и времени. А в нашей бюрократической системе весь бумагооборот происходит медленно, да и денег вечно не хватает. Но не все так плохо, надежда помочь Артуру все же есть.
Постановлением Министерства архитектуры и строительства от 13 ноября 2020 года №81, в Беларуси утверждены новые строительные нормы, касающиеся создания инфраструктуры для физически ослабленных лиц.
К физически ослабленным лицам относятся престарелые, лица с повреждением опорно-двигательного аппарата, беременные, дети дошкольного возраста, взрослые с детьми на руках или в колясках, а также больные-хроники и травмированные.
Теперь, согласно новым нормам, перед входом в жилое здание должна быть построена горизонтальная площадка (крыльцо). К лестнице, ведущей на крыльцо, необходимо предусматривать наличие пандуса или подъемного устройства. При проектировании в многоквартирных жилых домах и общежитиях должны быть вспомогательные помещения для хранения инвалидных и детских колясок.
Возможно, эти нововведения помогут Анастасии добиться того, что в их подъезде снаружи и внутри все-таки появятся пандусы.
Эта статья вышла в газете "УзГорак" 20 мая. Сегодня жители дома по Калинина, 29А рассказали, что к ним приходили из "Коммунальника". Людей в письменном виде опрашивали, согласны ли они, чтобы у входа в подъезд, где живет ребенок с инвалидностью, появился пандус. А еще – готовы ли люди оказать финансовую помощь в его оборудовании. Надеемся, что эта большая проблема маленького человека будет решена.