Олеся Якимова вместе с мужем, которому предложили работу в IT, и дочкой переехала в Чехию больше семи лет назад. В Горках она работала юристом, а в Чехии воспитывает троих детей. Старшей дочери уже 16, а мальчикам – пять и три года. Все было хорошо, но вдруг случился коронавирус и в стране ввели карантин. Наша героиня рассказала, как прошло это время, как правительство помогало людям и бизнесам, и почему чехи доверяют власти.
В Чехии были все условия для распространения коронавируса
Во-первых, эта страна очень популярна у туристов. Еще в феврале, когда новый вирус только начал шириться по Европе, 16,5 тысяч чехов поехали кататься на лыжах в Северную Италию.
Тогда многие воспринимали эту проблему несерьезно: кто-то с юмором, кто-то со скепсисом. Некоторые чехи даже успели воспользоваться ситуацией, когда горнолыжные курорты опустели, а цены из-за этого снизились. Да и в самой Италии в том же месяце были только локальные очаги.
Правительство в тот момент ограничивалось рекомендациями. Например, тем, кто возвращался из Италии, побыть в двухнедельной изоляции, при этом таким людям платили больничный. Но, раз это необязательно, то и пользовались этой возможностью далеко не все. И, как говорит Олеся, уже позже СМИ писали о враче с коронавирусом, который вернулся из Италии и два дня принимал пациентов. Или о преподавателе вуза, который был на конференции в той же стране, а потом несколько дней ходил на работу, пока проявились симптомы.
Первого марта в Чехии выявили первые три случая COVID-19. Все заболевшие вернулись из Северной Италии. Тогда Минздрав начал действовать более решительно. Рекомендации о 14-дневном карантине после возвращения из Италии и еще нескольких стран превратились в обязанность. Грозил штраф 3 миллиона крон (это 120 тысяч долларов)! Предприняли еще очень много мер. Все их активно освещали в СМИ.
"Я помню, что мы просто не успевали отслеживать все эти новые правила. Это были и заметные изменения: отменяли массовые мероприятия, закрывали театры, музеи, запрещали въезд в страну туристам из некоторых стран. И более мелкие, но не менее важные: например, нельзя было входить в переднюю дверь автобуса и вообще впереди стоять; двери общественного транспорта открывались автоматически на каждой остановке (раньше нужно было нажимать на кнопки); с 8 до 10 утра стало временем посещения супермаркетов пожилыми людьми старше 65 лет; для защиты кассиров в магазинах установили пластиковые экраны", – перечисляет наша собеседница.
При этом меньше общественного транспорта не стало, а расписание не изменяли, чтобы не было давки. Еще, где только было возможно, устанавливали санитайзеры.
Все это было в первых числах марта. А 11-го отменили занятия в школах и вузах. Это была первая мера, которая заметно коснулась семьи Олеси, ведь ее дочь – выпускница девятого класса.
Конечно, с ростом числа заболевших, как отмечает Олеся, возрастала и напряженность в обществе. Люди начали скупать маски и дезинфекторы. Наша героиня и ее родные старались не поддаваться панике. В итоге остались с одной баночкой антисептика и то благодаря главе семейства, который не выдержал и купил, когда увидел, что перед ним человек забрал сразу 30 штук!
Гигиеническая служба Чехии закрыла два десятка маленьких городов-очагов
12 марта в 14:00 в Чехии ввели режим ЧП. Это сделали для того, чтобы была возможность быстро принимать необходимые законы и меры. Без такого режима все, кто живет в этой стране, могли бы свободно собираться, ездить в разные города, а этого нельзя было допустить.
16 марта премьер-министр Андрей Бабиш созвал Центральный кризисный штаб. Это специальный орган власти, который должен разрабатывать проекты, помогающие справиться с кризисной ситуацией. Его председателем стал Роман Примула – замминистра здравоохранения и эпидемиолог. Именно под его руководством штаб и правительство принимали все решения, чтобы справиться с эпидемией (за свою работу 28 октября он получит высшую награду Чехии – орден Белого льва).
В этот же день в стране ввели карантин. Тогда было лишь 383 случая заражений коронавирусом.
"Закрыли все торговые центры, салоны красоты, фитнес-клубы и другие схожие места. В основном, остались работать только продуктовые и хозяйственные магазины, аптеки, заправки. Были закрыты государственные границы. Вот тут мы поняли всю серьезность ситуации и реально были напуганы", – признается Алеся.
Из Италии, Испании, Германии и других стран начали сообщать ежедневно о сотнях погибших и о том, как врачи просто не успевали всем помочь. Гигиеническая служба Чехии закрыла два десятка маленьких городов-очагов. Прямо как в Ухани – нельзя были въезжать и выезжать, стояли полицейские кордоны.
Но, как показал мартовский опрос, 91% жителей Чехии одобрили такие меры.
Загорать можно без одежды, главное носить маску и соблюдать дистанцию
Главным правилом стало социальное дистанцирование. Но введение карантина совсем не означало, что нужно было находиться дома 24 часа в сутки. Люди могли постоянно ходить на работу, в магазины и аптеки, просто на прогулки в парки или на природу! Но делать это с семьей или группой не больше двух человек, соблюдая дистанцию, и в масках. Их, кстати, нужно было сначала носить только в общественном транспорте, но потом уже везде. Маску можно было заменить на респиратор, платок или все то, чем можно прикрыть нос и рот. Нарушителям – штраф в 10 тысяч крон (400 долларов). Олеся говорит, что за соблюдением этих правил полицейские следили очень строго. Вспоминает курьезный случай, когда в Пардубицком крае полицейские сделали предупреждение нудистам, мол, можно загорать и без одежды, но носить маску и соблюдать дистанцию – обязательно.
Бизнес старался подстроиться под жизнь на карантине. Естественно, свои товары и услуги все больше начали предлагать через интернет! Те же рестораны готовили с доставкой или на самовывоз.
"Муж начал работать дистанционно, дети не ходили в детский сад и школу. Продукты в основном покупали онлайн. И как раз на этом этапе я почувствовала панику людей – заказ могли привезти и через неделю, хотя обычно это происходило на следующий день. Некоторые продукты исчезали из онлайн-корзины до того, как я успевала их оплатить. Даже приходилось ночью что-то заказывать. Главной шуткой было то, что продукты на две недели мы покупали каждые два дня. Все действительно старались делать запас", – вспоминает Олеся.
Оплачивать можно было только онлайн, курьер приезжал, оставлял под дверьми пакеты, а забрать их можно было лишь после того, как доставщик отходил на два метра.
В семье Олеси решили не ходить в парк, потому что сложно уследить за маленькими детьми, а дышали свежим воздухом в собственном маленьком садике. Только муж нашей героини пару раз в неделю "как добытчик" делал вылазки в магазин за продуктами, которые невозможно было купить онлайн.
При этом жизнь продолжалась, хоть и стала более размеренной. Люди прогуливались, занимались спортом, катались на велосипедах, но соблюдали все рекомендации врачей.
Семья Олеси провела в изоляции пять недель!
"Приходилось придумывать детям разные спортивные игры, соревнования. Со старшей дочерью делали зарядку, занимались аэробикой и танцами. Она в свои 16 лет научилась готовить много блюд и довольно хорошо подготовилась к вступительным экзаменам. Муж не тратил полтора часа на дорогу на работу и обратно. Думаю, что карантин нас сблизил", – уверена наша героиня.
Можно было узнать о количестве зараженных в любом городе и селе!
Олеся считает, что борьба с распространением коронавируса в Чехии была эффективна. До введения карантина ежедневно выявляли до 370 случаев заражения. Последние же два месяца – около 50. На 23 июля в этой стране заразились 14 570 человек при 10,5 миллионах жителей!
В Чехии удалось не перегрузить систему здравоохранения. Не было лавинообразной вспышки, когда в один момент много зараженных и, как это было в Италии, не всем удавалось помочь просто физически (не хватало аппаратов ИВЛ, тестов, лекарств, мест в больницах).
Все понимали, что вирус от этих мер не исчез, но эпидемия растянется во времени, и медработники не будут сильно перегружены и смогут оказать помощь всем нуждающимся.
"Когда все только начиналось, люди ничего не знали о возможных последствиях. Каждый был занят своими повседневными делами. Что-то читали в новостях, но не видели проблему целиком. Вместо нас этими вопросами занималось правительство. Оно следило за ситуацией в Европе, в мире и реагировало, заботясь в первую очередь о сохранении здоровья и жизни людей. Благодаря превентивным мерам удалось не останавливать экономику тотальным карантином, как это было в Италии", – объясняет Олеся.
Она отмечает еще и то, что чехи отнеслись ко всему происходящему с пониманием. Все потому, что правительство, которое уважает граждан страны, ждет от них понимания и поддержки. Власти были максимально открыты, делились всей информацией, объясняли суть и необходимость ограничений. Можно было узнать о количестве зараженных не только в любом городе, но и селе! Доверие действиям правительства имеет очень важное значение. Поэтому люди ответственно носили маски, минимизировали выход на улицу и контакты с другими людьми.
Очень важно было защищать лица, чтобы люди с бессимптомным течением COVID-19 не заражали окружающих. Мы начали заботиться друг о друге: "Твоя маска хранит меня – моя маска хранит тебя".
Как люди помогали окружающим?
Когда власти сообщили, что медикам не хватает респираторов с высокой степенью защиты, запретили их продавать в аптеках и отдали их в больницы, чехи объединились и начали шить маски дома и даже раздавали их бесплатно на улице.
Премьер-министр извинился за это и за другие ошибки, которое допустило правительство: "Все в мире, включая чешское правительство, только учатся реагировать на пандемию такого масштаба. Поэтому, прошу вас, простите нам отдельные ошибки и проблемы. Их много. Это кризисная ситуация, к которой не была готова ни одна страна Европы. Я, как премьер-министр, конечно, лично отвечаю за все решения Кризисного штаба. Несу полную политическую ответственность".
Люди не только шили и раздавали маски, но и помогали взносами через специальные фонды. Делала это и семья Олеси.
Например, вьетнамская община собрала деньги на вентиляторы легких. Некоторые из вьетнамцев бесплатно отдавали кофе, закуски из своих магазинчиков медикам, полицейским, спасателям. Рестораны привозили обеды врачам. Кто-то жилье, которое обычно сдавал туристам, уступил медработникам, чтобы те там отдыхали и не заразили родных, если заболели сами.
В принципе, как отмечает Олеся, так поступают и белорусы – объединяются и помогают по мере возможностей.
Как помогало государство?
Людям на самоизоляции предоставляли больничный.
Тем, кто из-за закрытых садов и школ сидел дома с детьми до 13 лет – пособие в размере до 80% среднего дневного заработка (максимум 13 тысяч крон или 520 долларов в месяц).
ИП и малому бизнесу – около 45 тысяч крон за три месяца карантина. Еще всем ИП – налоговые каникулы на отчисления на социальное и медицинское страхование. Экономия за шесть месяцев составит чуть более тысячи долларов.
Появилась программа, в рамках которой государство компенсирует коммерческим арендаторам за время карантина 50% платы, а арендодатели обязаны сделать скидку 30%. Получается, что арендаторы должны были заплатить 20% от обычной суммы.
Что же касается аренды жилья, то арендодатели квартир не имели права расторгать договоры за неоплату с марта по июнь, а за жилье можно было платить в рассрочку до конца года.
Работодателям компенсировали выплаченные работникам зарплаты от 60 до 100%, если нельзя было трудиться из-за требований властей или карантина сотрудников.
Отложили выплаты по ипотекам и кредитам на шесть месяцев.
Правительство делает запасы на случай второй волны
Уже с 20 апреля в Чехии начали смягчать карантин. Разработали график, по которому каждое следующее ослабление ограничений было через две недели после предыдущего. Все для того, чтобы проследить, как такие шаги отразятся на заболеваемости.
Сначала открыли уличные фермерские рынки, потом – маленькие магазины.
11 мая – музеи, театры, кино, но с соблюдением дистанции, входом в одно помещение не более определенного небольшого количества человек, а еще торговые центры и парикмахерские. Парикмахеры сначала работали в масках и щитках. Вернулись к жизни уличные рестораны и бары. Можно было уже гулять группами до десяти человек. В вузах и школах только для выпускных классов начались занятия для групп не больше 15 человек.
25 мая открыли почти все, даже внутренние помещения ресторанов (но с соблюдением дистанции). Разрешили мероприятия до 300 человек.
С 8 июня в Чехии можно собираться на акции до 500 человек. Возвращаются к полноценной работе кинотеатры, музеи, бассейны, возобновляются путешествия по ЕС. Отменили маски на улице.
Что же касается путешествий, то пока и другие страны ЕС, и Чехия осторожно выпускают и впускают людей. Есть даже список "красных", "оранжевых" и "зеленых" стран по распространению коронавируса. К каждой из этих групп государств применяют разные меры.
Что же касается семьи Олеси, то после пяти недель дома они, озираясь по сторонам, пошли на первую прогулку по ближайшему лесу.
"Я думала, что дети в восторге проведут на улице весь день, но спустя полчаса они уже соскучились по дому!" – поражается наша собеседница.
До сих пор Олеся и ее родные на прогулках избегают мест скопления людей.
Даже когда маски на улице отменили, люди все равно ими пользовались, когда мимо них кто-то проходил: "По-моему, это было очень трогательно! Ведь это проявление заботы друг о друге и взаимного уважения!"
Но тут же Олеся добавляет, что борьба в Чехии продолжается. Даже "маски на улицах мы "отложили" только до осени", по словам Романа Примулы. Готовясь к возможной второй волне, правительство делает запас средств индивидуальной защиты и дезинфекции. Еще Министерство здравоохранения призывает граждан осенью делать прививки от гриппа, чтоб не было двух вирусов сразу.
Теперь маски остаются обязательными только в метро, а в автобусах уже не нужны. И это смягчение на статистику не повлияло. В Чехии очаг сейчас только в шахтерском городе на границе с Польшей. Там строгие ограничения снова вернули.
Про ситуацию в Беларуси
"Давайте посмотрим правде в глаза: даже такой мягкий карантин, как был в Чехии, – это непозволительная роскошь для Беларуси. Это просто нереально", – считает Олеся.
Она отмечает, что для экономики Чехии тоже будут серьезные последствия. Ни одна страна не уверена на 100%, какой путь в такой ситуации самый правильный. И у каждой страны свои возможности.
Наша героиня уверена, что проблема с пандемией коронавируса в Беларуси в том, что до сих пор в этом многие не видят проблемы. Большинство не носит маски в общественных местах, никак не ограничивает свои контакты – например, не лишает себя удовольствия посидеть в кафе или побывать на массовом мероприятии. Виной тому – плохая информированность людей. А еще – замалчивание проблем и искажение фактов. А ведь в борьбе с вирусом, как на войне, невозможно победить усилиями отдельных врачей и волонтеров. Здесь необходим вклад всех и каждого.