пят, 29.03.2024
horki.info в Viber horki.info в Instagram horki.info в Одноклассниках horki.info в ВК horki.info в Facebook horki.info в TikTok horki.info в YouTube Новости horki.info по почте

Человек с большой буквы, который был частью нашей армии 29 долгих лет

15.05.2018 – 20:57 | 961

Жительница Горок Татьяна признается: охладела к празднованию 9 Мая после смерти отца. Торжества только напоминали о потере родного человека, который сражался на войне. Но держать все в себе тоже не выход. К этому Дню Победы женщина поделилась с нами воспоминаниями о Человеке с большой буквы, который был частью нашей армии 29 долгих лет.

В 16 – сирота, в 17 – рядовой на фронте

Родился Владимир Тарасенко в 1926 году. Жил с родителями и сестрой Брониславой до середины ноября 1942. Пока не произошла страшная трагедия. Однажды Володя с друзьями пошел в лес. Эта прогулка без преувеличения спасла жизнь мальчиков. В то самое время в деревню пришли немцы и убили всех жителей.

По признанию дочери Татьяны, отец очень скупо и мало рассказывал про войну, а про время скитаний – еще меньше. Говорил, что было невероятно тяжело – кто-то из добрых людей пускал к себе на ночлег и даже делился скудным ужином, а кто-то закрывал дверь, потому что самим есть было нечего.

После потери родного дома Владимир Григорьевич дошел до села Хухра, что на юге Сумской области Украины. 23 августа этот поселок освободила Красная Армия, а уже 27 августа 17-летний Владимир ушел добровольцем на фронт. Чтобы несовершеннолетнего паренька не отправили домой, он приписал себе чуть больше года.

До конца февраля 1944 года был вторым номером ПТР, то есть подавал первому патроны и сам должен был при необходимости отстреливаться. Участвовал в освобождении правобережной Украины. А еще в это же время окончил курсы санинструкторов и стал старшим сержантом медицинской службы.

До середины февраля 1945 года успел побыть и стрелком, и санинструктором. 16 февраля был ранен в плечо насквозь.

Победу встретил в Польше, а воевал еще и в Чехословакии. Пока шла война, Владимир Григорьевич получил три медали – две "За отвагу" и одну "За победу над Германией".

Елена Захаровна Цехова 16 лет была соседкой:

– Владимир Григорьевич, его жена и дети были очень хорошими и душевными соседями. Главу семьи я могу назвать Человеком с большой буквы. У него был прекрасный характер. Определение "добряк" подходит больше всего. Все потому что помогал в любой просьбе.

Помню, один раз была абсолютно безвыходная ситуация – не с кем было оставить маленького ребенка. Владимир Григорьевич без проблем согласился посидеть с малышом. И, главное, смог найти с ним общий язык так же легко, как и со взрослыми.

Долгие 29 лет

Сразу после окончания войны 19-летний Владимир стал учиться в танковом училище в городе Проскуров (сейчас – Хмельницкий).

Там наш герой проучился с 1945 по 1949 год, а потом сразу же в 7 механизированную армию под Полоцком, где и встретил свою единственную жену – Евгению Савельевну. Женился, родилась дочь, закончил вечернюю школу только в 1958 году.

Чувства Владимира и Евгении были невероятно сильными. Молодая жена довольно часто готовила мужу, когда тот был на учениях на холодном полигоне, и сама же относила. А путь был нелегкий – проходил через дремучий лес, где водились хищники.

В 1951 году повысили в звании – стал старшим лейтенантом. За время службы под Полоцком был командиром танкового и учебного танкового взвода, учебного взвода по подготовке радистов и заряжающих.

В конце 50-х перевели в 47 учебную танковую дивизию под Борисовом. Там родилась вторая дочь Наталья. И только в 1963 году попал в Горецкий военный комиссариат. Здесь сначала был помощником начальника четвертого отделения, которое занимается учетом тех, кто находится в запасе, а с 1965 стал начальником. 

С 1972 года Владимир Григорьевич сам стал офицером запаса. К тому времени у него было высокое звание – майор. И на груди красовались не три медали, а уже 11 – две "За отвагу", одна "За победу над Германией", "30 лет Советской Армии и Флота", "За боевые заслуги", "40 лет Вооруженным силам СССР", "За безупречную службу" 2 степени, "За безупречную службу" 1 степени, "20 лет победы в Великой Отечественной войне", "50 лет Вооруженных сил СССР", "За воинскую доблесть". 

Он был частью армии долгие 29 лет – с конца августа 1943 года, когда несовершеннолетним ушел туда добровольцем, до 1972 года, когда стал офицером запаса и перестал работать в военкомате.

Ольга Александровна (работали рядом в Доме быта):

– Владимир Григорьевич – очень добрый и отзывчивый человек. Он никогда не отказал, что бы я у него ни попросила. Нужен мне диван – он без вопросов уступал свою очередь (в то время в СССР нельзя было просто прийти в магазин и купить, например, мебель. Потому что ее просто не было. Нужно было записаться в очередь и ждать, когда мебель завезут. Иногда ждать приходилось годами – прим. ред.) А взамен никогда и ничего не просил.

Научился фотографировать сам, по журналам сделал аппарат для записи звука

После службы Владимир Григорьевич еще восемь лет работал – сначала бригадиром цеха в Доме быта, потом – инструктором в пожарной части и приемщиком в первом в городе пункте проката.
Но каким наш герой был в простой жизни?

Татьяна называет его невероятным добряком и человеком, для которого не существовало никого, кроме жены, дочерей, а потом и внуков.

Со своими родными он проводил абсолютно все свободное время. И абсолютно нормальной была ситуация, когда в мужских компаниях сдавал деньги на застолье, но сам не выпивал.

К градусным напиткам вообще относился плохо и у солдат, которых вез, отбирал грелки и выливал из них бережно спрятанный алкоголь, который молодым людям давали родители. Даже мысли не возникало забрать себе, хотя коллеги так и делали.

Со своими подчиненными он тоже был вежлив, но, как и любой военный, ценил дисциплину. Это качество передалось, по признанию Татьяны, и ей. Она тоже не любит, когда обещают что-либо и не выполняют, когда опаздывают, если договаривались встретиться в определенное время.

А еще очень любил родителей жены. Можно смело сказать, что они заменили ему своих. В порядке вещей была материальная помощь теще и тестю, хотя долгое время Владимир Григорьевич был единственным, кто работал в семье.

– У него были золотые руки. Сам научился фотографировать, по книгам и журналам сделал аппарат для записи звука. Я помню, как напевала песню "Валенки". А потом папа делал открытки с записью голоса.

Такие до сих пор многих удивляют, а тогда это было нечто из области фантастики. Сломался холодильник или телевизор – он сам все ремонтировал. Не работала швейная машинка – сел, сделал и тут же сшил на ней пододеяльник, – до сих пор поражается Татьяна.

Еще она вспомнила такой случай. Была у нашей собеседницы небольшая операция. И когда она в один момент закричала в кабинете от боли – ворвался отец и готов был буквально разорвать всех медсестер.

Возил родных на Полтавщину, где жила его сводная сестра. И часто пел и военные, и украинские песни. Его любимые – "Три танкиста", "Темная ночь", "Несе Галя воду", "Священная война", "День Победы".

Татьяна не скрывает, что для ее сына Владимир Григорьевич был и дедом, и отцом, потому что муж постоянно был на работе и не уделял много времени своему ребенку. А дед научил внука фотографировать и управлять машиной.

– Я смело могу сказать, что с уходом отца осиротели не только я и сестра, но и внуки. Особенно мой сын, которому тогда было уже 13 лет, – призналась наша собеседница.
А еще он мечтал побывать в местах боевых действий, встретиться с сослуживцами, но этой мечте не суждено было сбыться.

Наталья Жук, бывшая соседка:

– Эта семья произвела на меня и мужа большое впечатление. Потому что мы видели, как они безумно любят друг друга. Нам казалось необычным, что люди, которые были гораздо старше нас, относились к нам как к равным и приглашали на семейные праздники в гости.

Владимир Григорьевич был очень мягким человеком, поэтому с трудом угадывалось, что он военный. Один раз на Новый год мы посидели за столом, уложили детей спать. Я стояла тогда на кухне и смотрела в окно. И тут вижу, как подъехала машина соседей – и вышел оттуда Владимир Григорьевич в костюме Снегурочки, Евгения Савельевна – Дед Мороз. И смотрю, что пошли они прямо к нам. Я быстренько детей растолкала.

Такого раньше не было, чтобы можно было пригласить для детей Деда Мороза на дом, поэтому ребята, да и мы, были в приятном шоке. Я поняла, что мы были далеко не единственными, кого так поздравляли наши соседи.

Жизнь буквально остановилась

Наступил ужасный для семьи Тарасенко 1991 год. Любимый муж, отец и дедушка заболел. Его семья делала буквально все, чтобы родной для них человек остался жив.

Татьяна не стесняется признаться, что врачам дарили дефицитные на тот момент ткани, кофе и коньяк, чтобы только они спасли Владимира Григорьевича. Готовы были отдать все.

Но чуда не произошло. Он умер в конце апреля. Дочь отчетливо помнит этот день, потому что именно тогда жизнь будто остановилась.

На похоронах по армейской традиции военные стреляли в воздух, а после этого больше месяца в доме ни на секунду не включался телевизор. Вся семья горевала.

– Я думаю, что он был счастлив своей любовью к нам, тем, что у него была такая семья, – считает Татьяна. 

Семья, которая его не забудет – добавим от себя мы.

Валерия Пригарина, фото: семейный архив

Падзяліцца

Viber Аднакласнікі УКантакце Facebook Email