Статистика по стране: из более 60 тысяч преступлений за минувший год, по которым уже завершилось предварительное расследование, до двух тысяч – на счету несовершеннолетних или при их участии. В 2016-м подобных правонарушений было на 13 процентов больше, а в 2015-м – на 29. Иными словами, уровень подростковой преступности падает. Подобная динамика – заслуга в первую очередь инспекций по делам несовершеннолетних, сотрудники которых практически круглые сутки проводят профилактическую работу с трудными ребятами. Инспекторам из Мстиславского РОВД в 2017 году удалось снизить число подростковых преступлений на 63 процента. Корреспондент "СГ" решил разузнать, в чем секрет их успешной работы. Сейчас в местной инспекции по делам несовершеннолетних временно исполняет обязанности начальника капитан милиции Андрей Кузюренко. До прихода в органы внутренних дел офицер работал в школе педагогом-психологом. Затем понял, в чем его настоящее призвание. Начинал участковым, а спустя год начальник РОВД предложил попробовать силы в ИДН. Согласился, ведь опыт работы с детьми уже имелся: "К подростку нужен совсем иной подход, чем к взрослому. Его личность еще формируется, поэтому в общении с ним необходимо быть педагогом, психологом и другом в одном лице. Подобная тактика уже не раз давала результат. В практике хватало случаев, когда ребенок раскрывался инспектору больше, чем родителям".
Как правило, в поле зрения инспекторов дети из неблагополучных семей. Они тщательно скрывают от взрослых свои внутренние проблемы и переживания. Андрей Викторович говорит, что в подобных ситуациях важно подобрать нужные слова и завоевать доверие. Когда получается это сделать, можно узнать мотивы поведения подростка: "Вот разговариваешь с ним по душам и понимаешь, что хулиганит для привлечения внимания мамы с папой, которые либо поссорились, либо вообще разошлись. Именно в этот момент ребенок перестает чувствовать родительскую руку, поэтому может что-то натворить".Наведываемся с капитаном милиции Кузюренко в СШ № 2 г. Мстиславля. Там учится один из главных хулиганов среди несовершеннолетних – 11-летний Никита (имена героев изменены по этическим соображениям. – Прим. автора), который бросил в девочку камнем и повредил ей ухо: пришлось зашивать мочку. Андрей Викторович говорит, что поведение школьника резко изменилось после ухода отца из семьи: "То урок сорвет, то со старшими огрызнется. Неприятности доставляет и маме, которой и так нелегко – осталась одна с четырьмя детьми".
В школе встречаем Никиту, который пришел вместе с мамой. Оба, пускай и неохотно, все-таки соглашаются рассказать о событиях того злополучного дня. Первым говорит мальчик:– Мы играли с другом в футбол. Я ударил по мячу, который отскочил к беседке. Девочка, что там сидела, забрала его и не хотела отдавать, а потом и вовсе кинула мячик в лужу. Друг предложил бросить в нее камень… – А почему он сам не бросил, а тебя подбил? – интересуемся.– Потому что он умнее, – вмешивается в разговор мама.
Елена Михайловна уверена: подобное поведение сына – стечение обстоятельств, ведь до этого агрессии за ним не наблюдалось. Признается, свою роль сыграл развод, ведь мальчику не хватает отцовского внимания. К слову, Никита – не единственный ребенок Елены Михайловны, у которого проблемы с законом. Средний сын Константин в недавнем прошлом также был подопечным инспекции. Решили повеселиться с друзьями – перевернули на местной спортплощадке футбольные ворота и скамейки. – По Косте и до, и после вопросов больше не было. Я ему сразу тогда сказал, что это не твоя компания, – говорит капитан милиции Кузюренко. – А вот к Никите претензий хватает. Даже сейчас историю он рассказал не совсем правдиво. Да, мячик оказался в луже, но девочка его не трогала. Тем не менее социальный педагог СШ № 2 Лариса Каплунова видит положительные изменения в поведении пятиклассника: "Хоть до сих пор он учится гораздо ниже своих способностей, но на уроках стал вести себя спокойнее. Никита – такой мальчик, которого постоянно нужно чем-то занимать, чтобы он не натворил дел. Вот с подачи Андрея Викторовича записался в футбольную секцию. Плюс еще ходит на кружки рукоделия и резьбы по дереву".В деревне Ходосы у Андрея Кузюренко двое подопечных. Идем в гости к девятикласснику Коле. Его застаем за чтением учебника истории. С виду спокойный парень. За что попал в поле зрения милиционеров?– Да по глупости. Захотел разыграть одноклассницу. Позвонил ей и сказал, что меня похитили, – начинает повествовать Коля. – Трубку подняла ее мама, которая меня не узнала и сообщила о похищении в милицию.
Подобная шалость стоила будущей карьеры, ведь в планах было поступление в Военную академию, а туда с подобной строкой в биографии уже не возьмут. Сейчас подросток собирается идти в железнодорожный колледж, хочет стать машинистом.Андрей Викторович говорит, что в Мстиславском районе как минимум раз в год попадаются "телефонные террористы":– Каждый месяц хожу по школам и говорю, что за такую, казалось бы, маленькую провинность предусмотрена серьезная ответственность. Но все равно находятся уникумы, которые не могут это понять. Вот и Коля в свое время меня не послушал. Другой подопечный Андрея Викторовича из Ходосов – 17-летний Кирилл – исправляться не торопится. На учете в инспекции с 2016 года. Список нарушений внушительный, начиная от нецензурной брани в общественных местах и заканчивая распитием спиртных напитков. Частенько прогуливает школу. Сегодня тоже не пошел – мол, простудился. – Как он себя ведет? – интересуется у матери инспектор.– Пока спокойно. По дому помогает. И с алкоголем, похоже, завязал.– А куришь? – обращаемся к Кириллу.– Да, покуриваю.
Баловаться сигаретами подросток начал в 10 лет: крал их у матери. Через некоторое время Кирилл попал в плохую компанию. Там предложили впервые попробовать пиво – парень не отказался. Так и засосало. – Он ведь в детстве таким хорошим мальчиком был, – вспоминает мама. – Учителя души в нем не чаяли. А потом как будто подменили. Наверняка сказался уход отца из семьи. Я тогда все свободное время младшим уделяла, а он остался сам по себе. Когда Кириллу исполнилось 16, он начал ходить по дискотекам. Во время одного из таких походов совершил правонарушение. А дело было так. В очередной раз, выпив с друзьями, парень пошел на танцы. Будучи в неадекватном состоянии, принялся грубить всем подряд. В том числе и подъехавшим сотрудникам милиции. Те позвонили матери, однако в ее адрес сын обрушил шквал ненормативной лексики. Алкотестер показал, что в крови подростка на тот момент было 3,8 промилле алкоголя! Практически смертельная доза. Из этого инцидента Кирилл не сделал выводов, и в течение года еще четырежды привлекался к административной ответственности.А успокоился после того, как лучшего друга отправили в спецшколу. "Теперь и на дискотеки меньше ходит, – говорит мать, – и позже восьми вечера старается на улице не показываться. Но все выходные я все равно на нервах. Мало ли, вдруг опять что-нибудь натворит". В инспекцию по делам несовершеннолетних за свои проделки одиннадцатиклассник уже давно не попадал. Но Андрей Викторович не устает убеждать, чтобы взялся за ум и исправил свою жизнь, пока не поздно. Ведь некоторые его "друзья" – постоянные клиенты нарколога, не могут получить водительские права или устроиться на хорошую работу. Услышав убедительные аргументы, парень обещает измениться в лучшую сторону. – Не исключаю, что Кирилл возьмется за ум, – делится капитан милиции. – По всей видимости, у него есть понимание того, что вот-вот наступит самостоятельная жизнь и за все поступки придется отвечать ему самому.
Справка "СГ"
Инспекторы по делам несовершеннолетних Мстиславского РОВД сегодня проводят индивидуальную профилактическую работу с 33 подростками, из них с 17 – за употребление спиртных напитков.