В небольшой деревне Пневщина Коптевского сельсовета сейчас проживает всего 35 человек. Но этот населенный пункт вошел в историю. Около него в 1873 году был найден памятник археологии – камень с надписями, которые более 100 лет изучают ученые.
Как нашли этот памятник археологии
В 1873 году Александр Михайлович Дондуков-Корсаков, владелец имения Романово (ныне Ленино) Горецкого уезда Могилевской губернии, решил построить каменную церковь (она была разрушена во время Великой Отечественной войны). Он предложил крестьянам уезда привозить бутовые камни для фундамента. Один из жителей деревни Кледневичи (ныне Дрибинский район) привез аж 2000 пудов (это 32 тонны) и заявил, что нашел целый курган из камней около деревни Пневщина, которая находится при небольшом ручье, называемом Любосвиже.
Среди валунов, привезенных из этой деревни, оказался один гранитный, весом 500 кг, пирамидальной формы с сильно закругленными краями, слегка приплюснутый сверху, с непонятными надписями, высеченными с двух сторон каким-то железным орудием.
На этот камень обратил внимание князь Дондуков-Корсаков. Он был известен как любитель старины, который собрал большую коллекцию памятников истории, картин, оружия и книг. Как вспоминал наш земляк писатель Лев Разгон, после революции 1917 года коллекция князя попала в Горки, и на ее базе в 1918 году был создан Горецкий исторический музей. Правда, вскоре его закрыли, а все экспонаты отправили в Смоленск, так как Горки тогда входили в Западную область.
Что показало обследование местности, где нашли загадочный валун
По поручению Дондукова-Корсакова его управляющий осмотрел местность, где были найдены камни, и сделал ее план. Валуны, привезенные крестьянином, лежали в одной куче, покрытые землей и кустарником.
Почему это место не было найдено раньше? Это объясняется тем, что некогда сложенный из камня курган находился близ болотистого места, поэтому мог своею тяжестью надавить на землю, уйти вглубь и, наконец, исчезнуть из вида совсем. Затем здесь выросли кустарники. Вот почему жители Пневщины не только ничего не знали об этом кургане, но у них даже не сохранилось о нем никаких преданий.
Некоторые историки считают, что название соседних Кледневичей имеет отношение к исчезнувшему кургану, ведь в некоторых источниках эта деревня называлась Кладневище.
Какова судьба камня?
Дондуков-Корсаков не мог прочесть надпись на камне и перевез его в 1874 году в свое имение в Смоленск. Там князь показал находку дворянину, который жил несколько лет в Архангельской губернии и видел на Мурманском берегу на камнях так называемые "рунические надписи". Дворянин признал сходство между рунами и знаками на пневщинском камне.
Летом 1874 года Дондуков-Корсаков поехал в Киев на съезд археологов России. Доставить туда камень было сложно, поэтому князь скопировал надписи и показал участникам конференции, а также предложил всем желающим осмотреть валун на месте.
Находкой заинтересовался ученый из Моравии Генрих Ванкель, который во время визита в Смоленск скопировал знаки.
К сожалению, вскоре случился пожар в каретном сарае, где лежал валун, и когда строение тушили, на раскаленный камень попала вода. Он раскололся на несколько частей – так исчез этот загадочный памятник земли радимичей, остались лишь рисунки.
Что было написано на камне?
Приехав домой в Моравию, Ванкель пытался прочитать надпись с помощью скандинавских рун, однако не смог этого сделать. Тогда он обратился к А.Мюллеру, библиотекарю из моравского городка Ольмюц. В Пневщинском камне тот увидел следы пребывания финикийцев, а надпись посчитал выполненной "семитическим письмом", то есть на иврите – языке евреев. И прочел ее следующим образом: "Памятник Ваала. Здесь мы его выдолбили (высекли)".
Что касается надписи на обратной стороне, то Мюллер вообще не смог ее расшифровать. Об этом Ванкель написал в статье "Эротический валун с финикийской надписью, найденный около Смоленска в России", опубликованной в журнале "Витебско-Полоцкая старина".
Такая расшифровка вызвала критику и была отвергнута учеными. Им было непонятно, для чего нужно было выполнять такую трудоемкую работу, сооружать курган, затратив 32 тонны камней, чтобы высечь на одном из них фразу, лишенную всякой информативности.
При советской власти было еще несколько попыток расшифровки этих надписей, однако их также не принимала научная общественность.
В 2013 году свою версию выдвинул Ю.Д.Акашев, автор книги "История народа Рос. От ариев до славян". Он использовал метод прочтения славянского письма типа "черт и резов", разработанный Г.С.Гриневичем. Акашев посчитал, что на одной стороне написано: "Поляньчи, носите рыбно сьдесь". А на другой стороне: "Ино раби: и вои бойне, и дети, рыбу гарьбу и дищ". То есть полянам предписывалось приносить во время полюдья к кургану рыбу. А рабы, кроме того, должны были поставлять князю вооруженных воинов и молодых слуг, а также рыбу и дичь.
Предполагается, что в этом месте была граница проживания двух племен: полян и радимичей. Поляне – это название восточнославянского племенного объединения, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. Если верить этой расшифровке надписи, поляне находились в особом положении, так как давно были под властью Киевской Руси. Заметим и то, что в этих краях в реках водилось много рыбы.
Кто же был назван рабами?
Для ответа на этот вопрос обратимся к статье А.М.Дондукова-Корсакова "Древний памятник "Волчьего хвоста" в стране радимичей". Она была опубликована в 1916 году в сборнике "Полоцко-Витебская старина" уже после смерти князя.
В статье, изучив древние славянские летописи, любитель старины предположил, что курган является памятником в честь победы воеводы Волчьего Хвоста (978-1015) над радимичами. Это был военачальник киевских князей Владимира Святославича и его сына Святополка.
Известно, что русские князья осенью отправлялись с дружинниками к подчиненным племенам на полюдье для сбора дани. Но часть радимичей перестали платить Киеву. И тогда в 984 году столица послала воеводу по прозвищу Волчий Хвост с войсками, он разбил радимичей на реке Пищане (Песчанка). Это приток Сожа, ныне расположен в Славгородском районе. Поэтому и сказано в "Повести временных лет": "Пищанцы от Волчьего Хвоста бегают".
Карательный поход, организованный киевским князем Владимиром, преследовал важную политическую цель: доказать непокорным радимичам, что они находятся в зависимости от Киева и должны платить дань.
Именно их, скорее всего, называет Пневщинский камень рабами. Кстати, Дондуков-Корсаков обратил внимание на то, что в десяти верстах от деревни Пневщина имеется селение под названием Городец (сейчас в Дрибинском районе), то есть укрепленное место. Это может свидетельствовать о пребывании здесь дружинников, поскольку во всех покоряемых землях князья оставляли отряд, которому поручалось следить за порядком и взимать дань.
Поэтому есть предположение, что курган из камней с памятным знаком был воздвигнут на границе мятежных радимичей, которых великий киевский князь назвал своими рабами. Это было сделано, чтобы впредь те не забывались платить дань. Заодно было сделано напоминание и своим подданным полянам.
Вне зависимости от последующего признания исследователями этого варианта расшифровки надписи на Пневщинском камне, само по себе его обнаружение уже свидетельствует о существовании у славян дохристианской письменности.
А ведь радимичи, кривичи, дреговичи – это далекие предки белорусов.