Весьма опасным способом избавиться от бесхозного жилья решили в Дрибинском районе – ветхие строения поджигают. Местные жители против такого наведения порядка на земле, люди опасаются за собственные дома. Один порыв ветра и они могут превратиться пепелище.
Жители деревни Шестаки Дрибинского района накануне весь день сменяли друг друга на посту. Когда рано утром сразу в трёх местах загорелись остатки бесхозных построек, говорят, испугались не на шутку. Ведь достаточно одного сильного порыва ветра и огонь мог перекинуться на жилые дома.
Анна Дашкевич, дачница: «Звонила председателю сельсовета, а он отправил ко мне старосту, чтобы успокоить, а сам в Трилесино поехал, сел на машину и уехал. В МЧС позвонила Оля, ей сказали: у нас всё хорошо. Вот потом уже последняя инстанция – позвонили в милицию».
В районном отделении милиции на вызов отреагировали и даже прислали опергруппу.
Михаил Акинчиц, заместитель начальника Дрибинского РОВД: «4 июля поступило сообщение на оперативно-дежурную службу Дрибинского РОВД о том, что в деревне Шестаки возгорание. Была направлена следственно-оперативная группа, собраны материалы. Так как не было установлено, что совершён поджог, материалы были переданы для принятия решения в РОЧС».
Полуразрушенные строения горели до глубокой ночи, дым был виден с другого конца деревни. Сегодня соседки-пенсионерки инспектируют тлеющие кострища. Благо дождь прошёл. В прошлый раз, вспоминают, было ещё страшнее.
Анна Дашкевич, дачница: «На прошлой неделе, наверное, дня три палили на том посёлке. В пятницу палили два дома. Такой огонь страшный и жара. И горело, я не знаю, страшно горело».
Зинаида Дегтярева, жительница д. Шестаки Дрибинского района: «Страшно, конечно. Дым такой чёрный. Вот представляете, тут дом, жили люди, тут всякое есть – и дым такой чёрный. Конечно, если бы не было этой гари, что дышать нечем, то куда б ни шло».
Сегодня с утра в Шестаках работает спецтехника. В одной только этой деревне по суду бесхозными признаны 15 домов, а всего в сельсовете таких около сотни. Сроки поджимают, оправдывается председатель. Поэтому и решили вместе с коммунальщиками прибегнуть к такому экспресс-методу сноса.
Михаил Ивкин, председатель Первомайского сельисполкома Дрибинского района: «Ну, дома не горят, горит только мусор, чтоб меньше работы было. У нас каждый день дожди. Все предупреждены, МЧС предупреждён, что будем сжигать мусор».
На то, что обойдется, рассчитывают не только те, кто поджигает. Ещё несколько дней назад бесхозное подворье возвышалось и напротив дома деревенского старосты.
Нина Сильченко, староста д. Шестаки Дрибинского района: «Ну, я им сказала: "Палите, чтоб мой дом не загорелся". Я честно признаюсь. Постояли и ушли. Но оно и на второй, и на третий день ещё горело. Оно же гнилье, сырое, нижний венец – оно горело».
Впрочем, в областном управлении по чрезвычайным ситуациям наведение порядка на земле по принципу «гори оно всё огнём» считают, как минимум, безответственным.
Константин Иванов, заместитель Могилёвского областного управления МЧС: «Коммунальными службами с МЧС был согласован вопрос по утилизации мусора на бесхозных строениях путём выжигания. Обязательным условием выжигания мусора является контроль над процессом горения. Ответственный должен находиться на месте и иметь с собой первичные средства пожаротушения. Была договорённость со службой, контролирующей процесс, что в случае возникновения любой чрезвычайной ситуации они незамедлительно сообщают в МЧС».
Ликвидация ветхих построек и, как итог, – вовлечение земли в хозоборот – сегодня актуальная задача для любого района. В Дрибинском районном совете депутатов пообещали – контроль за пожарной безопасностью во время деревенских субботников ужесточат. Но сельский патруль по-прежнему на боевом посту – на всякий пожарный. В деревне остались ещё несколько бесхозных домов.