Президенту Беларуси, Министру обороны, в Комитет госконтроля и помощнику президента Беларуси по Могилевской области – по всем этим адресатам разослали письма активные жители Горок, которые выступают против строительства гаражей за мемориалом "Скорбящай мать".
Как сообщила Ольга Савельева, одна из защитниц территории за мемориалом, активисты получили уведомления о вручении из администрации президента и КГК. Ответ из КГК о пересылке материалов в Могилевский облисполком и в Могилевский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Напомним, что 31 августа жители домов, расположенных возле "Скорбящей матери", вышли на собрание, чтобы поговорить с местной властью и попросить ее о защите зеленой зоны за мемориалом. Граждане собрали подписи.
Основной аргумент несогласных – за памятником находятся захоронения времен Второй мировой войны, строительство гаражей будет вестись на костях. В подтверждение этого мнения есть информация в книге "Памяць. Горацкі раён". На странице 575 сообщается, что в декабре 1944 года был составлен "Акт Горецкой районной комиссии по установлению и расследованию зверств немецких злодеев в годы Великой Отечественной войны", где и описаны преступления нацистов на нашей территории.
До Великой Отечественной войны на месте, где в настоящее время размещен мемориал "Скорбящая мать", был фруктовый сад учебного хозяйства Белорусского сельскохозяйственного института. В годы войны эта северная окраина города стала местом расстрела советских граждан. Здесь в девяти могилах размером 6 на 8 метров захоронено около 2000 человек. Ямы глубиной 5-6 метров заблаговременно приготавливались, туда фашисты водили на расстрел наших граждан – военнопленных и мирных жителей, – сообщает книга "Памяць".
Читайте по теме: Гаражи или парк? Мнения высказывают жители Горок
На этот счет мы поговорили с гуру истории Горецкого края – Владимиром Лившицем. Он также уверен в существовании захоронений в этой части города.
– Когда я был еще школьником младших классов в 1956-1960 годах, нас водили из СШ №2 убирать могилы в этом месте. Их было несколько, кажется, более шести. На дереве, которое стояло рядом, был транспарант на жести, на нем было написано, что здесь похоронены подпольщики и 150 детей, расстрелянных фашистами. Перед казнью у детей взяли кровь, – сообщил Владимир Моисеевич. – Кроме того, мне рассказывали старожилы, что в одном из корпусов академии был развернут временный (работал несколько недель) полевой госпиталь Красной Армии и несколько десятков красноармейцев также захоронили в районе, где теперь стоит мемориал, – считает историк.