На крещенской неделе мы расспросили протоирея Андрея Выговского, настоятеля Спасо-Вознесенского храма, о том, смывает ли купель грехи, что такое чудо и надо ли детям давать при крещении "секретные" имена.
– Как вам, отец Андрей, в этом году крещенская погода? Не отвыкли от таких морозов?
– Вообще, отвыкли, конечно. Но мне нравится, когда морозец, здоровая такая погодка. Правда, при нашей влажности крепкие морозы переносятся сложновато. В нынешнее крещение людей ожидается не так много, как в былые годы. И дело не только и не столько в морозе, а, скорее, в коронавирусе. Поэтому, чтобы людям было не холодно, воду мы будем освящать в храме – места всем хватит.
На освящение люди будут приходить в понедельник и вторник, в среду в храме можно будет набрать освященной воды – мы сделаем запас. В четверг, скорее всего, вода уже закончится.
– Как обыкновенному человеку, не религиозному, правильно встретить Крещение?
– Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что этот праздник все-таки рассчитан на верующих людей. Потому что все, что предписывает церковь, она делает это для своих прихожан, тех, кто способен услышать посыл. Прежде всего, надо молиться.
– Некоторые люди не ходят в церковь, не соблюдают церковные предписания. Они считают, что достаточно на Крещение окунуться в прорубь и все грехи будут смыты (прощены). А как на самом деле?
– Этот подход не выдерживает никакой критики. Наверное, у таких людей какая-то своя, внутренняя религия. И они понимают ее по-своему. Это что же получается, весь год можно делать гадости, а потом раз – и их нет? Это даже просто нелогично. Ныряние в купель с таким отношением может быть полезно только для тела, и то не всем, а только очень закаленным, тренированным людям.
Если говорить просто, то для всех людей всенощная молитва в храме важнее, чем окунание в купель. Вы поймите, это не мы служим Богу, а Бог служит нам, вот в чем дело. Если Бог – всевышний, всемогущий, невместимый снизошел до нас, то нам надо быть с ним. Открыть свое сердце возможно только в церкви.
В прошлом году я с удивлением увидел, что на озере людей намного больше, чем в храме.
– Некоторые перед окунанием для храбрости принимают "пять капель на грудь". Это допустимо?
– Конечно же, нет! Даже в состоянии легкого подпития никакие священнодействия нельзя совершать.
В этом году у меня был случай. Выхожу вечером из храма, закрываю ворота. Подходит ко мне человек в состоянии глухого подпития, такой осмелевший. И с усмешкой говорит, что душа его просит попасть в храм именно сейчас. Я ему отвечаю, что это не душа просит, а нечто совсем иное. Говорю ему: иди проспись, а завтра придешь. Конечно же, на следующий день он не пришел, и вообще с тех пор я его больше не видел. И похожих случаев в моей практике немало. Честно говоря, у меня не было ни одного раза, чтобы такие люди возвращались. Хотя нет, один раз все-таки было – женщина дошла на причастие с пятого раза – ей все время что-то мешало во время подготовки, но наконец получилось.
К сожалению, человеческая природа такова, что если где-то надо потерпеть, отложить свои нехорошие привычки, люди не готовы это сделать.
– Может, вспомните какой-нибудь светлый случай, связанный с Рождеством, Крещением. То, что в просторечье называется чудом.
– Вы знаете, настоящее чудо, что мы родились, пришли в этот мир и живем. Не кто-то другой на нашем месте, а именно мы. Вы, я, наши соседи, их дети, и остальные люди. Почему так произошло? Это по-настоящему серьезный, философский вопрос. И действительно – чудо.
Честно говоря, я вообще не склонен искать какие-то знамения. Скорее всего, если Господь дает человеку какой-то посыл, то он дает его не для того, чтобы человек сам себя похвалил и стал гордиться, а наоборот – чтобы он подумал: "Насколько же я плох, что Господь не доверяет моей вере и посылает знак для ее укрепления".
– Много ли детей сейчас приносят-приводят на обряд крещения?
– В девяностые, когда появилась возможность открыто и спокойно покрестить ребенка, людей было намного больше. Есть у родителей такой предрассудок, связанный с именами детей. Мол, при крещении ребенку надо обязательно дать другое имя, не то, которое зарегистрировано в ЗАГСе. Якобы, это обманет ведьм и колдунов, чтобы те не знали, на кого наводить порчу. Это просто наивно с точки зрения любого религиозного учения. Как можно обмануть злые силы, если они видят, с каким именем ты причащаешься, какое имя родные указывают в записке за здравие или что-то еще. Повторюсь – это не более, чем предрассудок.