Сегодня все по-честному об онкологии рассказывает Сергей Красный, член-корреспондент НАН Беларуси, доктор медицинских наук, профессор и замдиректора по научной работе Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова.
– Что говорит статистика о росте онкологических заболеваний?
– С одной стороны, происходит постоянный рост, причем в течение всех 45 лет, которые эта статистика существует. Этот рост происходит в одинаковой прогрессии: примерно плюс 2% в год. Конечно, причин много, но основная – старение населения. Продолжительность жизни у нас постепенно растет, а значит, растет и количество онкозаболеваний.
В западных странах онкопатология вышла на первое место по смертности из-за прогресса в лечении сердечно-сосудистых заболеваний – там используют очень эффективные препараты, все бросают курить, правильно питаются и занимаются спортом, людям очень хорошо оказывают помощь при инфарктах. И мы сейчас идем по тому же пути, так что с ростом эффективности лечения сердечно-сосудистых заболеваний на первое место по смертности будут выходить злокачественные опухоли. При этом до 2000 года в Беларуси смертность росла соразмерно с заболеваемостью, а потом начала снижаться. И вот на фоне продолжающегося роста заболеваемости с 2000 до 2014 года смертность упала на 15%, и это очень хороший показатель.
По данным Международного противоракового союза, куда, кстати, Беларусь недавно вступила, в течение жизни каждый третий житель Земли заболеет злокачественной опухолью. Значит, при правильных действиях мы можем ежегодно спасать около 10 миллионов жизней по всему миру и экономить миллиарды долларов. И все это за счет правильной диагностики и лечения.
– Какие современные тренды в диагностике? Можно ли надеяться, что в обозримом будущем появится эффективное лекарство от рака?
– На сегодняшний день онкология – наиболее сложная отрасль медицины, она и развивается очень быстро: каждые 5 лет кардинально меняются методы лечения и диагностики, каждый год появляются десятки новых лекарственных средств. Но универсальной таблетки от рака нет, в ближайшем будущем она не будет создана.
Раньше считалось, что если мы расшифруем геном человека, а потом геном опухолевой клетки, то сможем победить рак. Сегодня понятно, что на данном этапе развития медицины создание универсального лекарства от рака невозможно. Хотя при этом появляется все больше новых очень эффективных «целевых» препаратов, направленных на конкретные мутации генов.
Если говорить о трендах – сейчас это скрининг и ранняя диагностика. Если выявить опухоль на первой-второй стадии заболевания, то мы можем ее вылечить с вероятностью, близкой к 100%. А значит, надо выявлять опухоли очень рано, на тех стадиях, когда сам человек еще не придет к врачу с какими-то конкретными симптомами. Всех обследовать на все виды рака невозможно, но можно выделить группы риска и обследовать их, используя онкомаркеры.
– Расскажите о них немного подробнее: онкомаркеры – будущее или уже настоящее раковой диагностики?
– Настоящее. Правда, этих маркеров много и для каждой опухоли они свои. Опухоль – это живая клетка, которая вырабатывает продукты жизнедеятельности, попадающие в кровоток. Эти продукты жизнедеятельности раковых клеток встречаются и у здорового человека, но при наличии опухоли их концентрация повышается. Если маркер повышен, то это еще не значит, что у человека обязательно злокачественная опухоль. Но все-таки маркеры очень эффективны, специфичность разных маркеров колеблется от 70% до 90%.
– Что касается лечения онкологических заболеваний, чего белорусам стоит ожидать в ближайшее время?
– Раз мы занимаемся ранней диагностикой, то выявляем очень много случаев маленьких опухолей, которые никак не проявляются. Их можно лечить с помощью малоинвазивных воздействий, чтобы можно было вылечить злокачественную опухоль амбулаторно либо с госпитализацией на один день. И это абсолютно реально. В связи с этим нам пора заниматься и роботическими операциями – это очень точное воздействие, очень красивые операции. Конечно, это еще и очень дорогое удовольствие, но думаю, что в ведущих медицинских центрах у нас скоро появится возможность выполнять такие операции.
При этом надо понимать: как бы эффективны ни были программы ранней диагностики, всегда будет 15-20% людей, которые не будут обследоваться. И это мировая статистика: такие люди либо уверены, что рак неизлечим и выявлять его незачем, либо просто безответственно относятся к своему здоровью и почему-то считают, что никогда не заболеют. То есть третья и четвертая стадии рака будут всегда, и нужно разрабатывать соответствующие методы лечения запущенных опухолей. Это всегда очень сложные операции с удалением или частичной резекцией жизненно важных органов. Поэтому очень актуально направление по выращиванию искусственных органов. Сейчас, например, проводятся исследования по выращиванию искусственной трахеи. Если все удастся, это будет большой прорыв.
Искусственные органы – как раз дело ближайшего будущего. У нас построена самая большая в СНГ молекулярно-генетическая лаборатория. Там будут заниматься всеми направлениями исследований: изучать генетический статус опухоли, чтобы можно было подбирать индивидуальное лечение, производить микрочипы для диагностики, а также выращивать искусственные органы.
В ближайшее время откроется новый центр позитронно-эмиссионной томографии. Чтобы понимать, зачем он нужен, важно знать, что злокачественная опухоль питается глюкозой. И если на глюкозу посадить изотопную метку, то можно сканером отследить, где накоплено больше всего глюкозы с радиоизотопом, и очень эффективно обнаруживать локализации небольших (до 2 мм) опухолей. Самое главное, этот метод позволяет отличать живые опухолевые клетки от мертвых, поврежденных в результате проведенного лечения.
Как это происходит? Больному вводят в вену глюкозу с изотопом, он два часа гуляет, пока опухоль поглощает глюкозу, а потом сканируется все тело и обнаруживается опухоль. У нас будет циклотрон – это фактически завод по производству такой глюкозы, меченной изотопом. Конечно, сам этот центр не спасет от рака, но кардинально изменит подход к диагностике и лечению. Я надеюсь, что смертность продолжит уменьшаться, но в ближайшее время победить рак нам не удастся, и к этому надо относиться очень серьезно.
– Многие люди диагноз «рак» по-прежнему воспринимают как смертный приговор, хотя очень многие виды рака сейчас успешно излечиваются.
– Когда человеку ставят этот диагноз, он испытывает сильный стресс. Потому что долгие годы даже слово «рак» у нас было запрещено, его нельзя было говорить ни пациенту, ни его родственникам. В итоге, если пациент заболевал раком и его вылечивали, об этом никто не знал. А вот если он заболевал и умирал, тогда все узнавали, что причиной смерти был рак. И создался миф о том, что рак неизлечим, а многие люди по-прежнему воспринимают любой онкологический диагноз как смертный приговор. Эта практика была ликвидирована не так давно, раньше даже в интервью мы избегали слова «рак», обычно говоря что-нибудь вроде «заболевание».
– Что нужно делать, чтобы ситуация изменилась?
– Человеку совершенно необходимо знать свой диагноз. Конечно, это стресс, но потом человек мобилизуется и настраивается на борьбу, а психологический настрой исключительно важен – это где-то третья часть успеха лечения.
Американцы провели исследование на примере двух групп женщин, больных раком молочной железы. Группы были одинаковые с точки зрения диагноза, стадий и лечения, но в первой группе у этих женщин сохранилась семья, а во второй – брак распался. В итоге оказалось, что 5-летняя выживаемость в первой группе на 30% выше! И это только благодаря сохранению семьи и, соответственно, более благоприятному психологическому настрою.
– Что здоровый человек может делать, чтобы уменьшить свои шансы заболеть?
– Понятно, что разговоры о здоровом образе жизни уже всем надоели и набили оскомину, но для профилактики злокачественных опухолей ничего другого не придумано.
Основная проблема – это вредные привычки, особенно курение. Причем курение вызывает далеко не только рак легких, так как канцерогены, которые вдыхает курильщик, проходят через дыхательные пути и повреждают гортань, трахею и легкие, со слюной попадают в пищевод и желудок, всасываясь в кровь, выводятся с мочой через почки и мочевой пузырь. И вызывают рак любого из этих органов. Например, раком мочевого пузыря в 95% случаев болеют именно курильщики. Это же касается и пассивного курения: для грудного ребенка достаточно подышать около рубашки, в которой курил отец, чтобы получить серьезную дозу канцерогенов. Поэтому если уж не хотите думать о себе, стоит подумать хотя бы о детях. Пассивное курение вызывает рак так же, как и активное, на этот счет были очень серьезные исследования.
Следующая важная вещь – это питание. Есть омега-3-полиненасыщенные жирные кислоты, которые являются противоопухолевыми и содержатся в овощах и морепродуктах, и есть омега-6-полиненасыщенные жирные кислоты, которые вызывают злокачественные опухоли и содержатся в красном мясе.
Когда человек потреблял меньше мяса, соотношение этих кислот было 1:1. Теперь соотношение 1:10 в пользу омега-6. И это соотношение необходимо сместить, ведь мы сами провоцируем у себя опухоли. Я не призываю полностью отказаться от мяса. Если человек ел мясные продукты, а потом в процессе жизни от них отказался, то стресс, который он в результате испытывает, приводит к тому, что его продолжительность жизни в среднем снижается на 3-4 года. Хотя люди, которые вообще никогда не ели мяса, в среднем живут дольше.
Также необходимо знать, что опухоли питаются теми продуктами, которые легко усваиваются, и в это в первую очередь сахар. Опухолевые клетки появляются в нашем организме постоянно, но наша иммунная система их уничтожает. А вот чем больше мы потребляем сахара, тем активнее питаем раковые клетки.
И, конечно, стресс – важный фактор, причем серьезные последствия может иметь как негативный стресс, так и стресс позитивный, а так как стрессовых ситуаций избежать невозможно, надо учиться переключаться.
– А что насчет занятий спортом?
– Важно знать, что профессиональные занятия спортом никакого отношения к здоровому образу жизни не имеют. Это тяжелейшие нагрузки, которые, как правило, уменьшают продолжительность жизни. Когда мы говорим о здоровых нагрузках, то достаточно 40-минутной ежедневной прогулки быстрым шагом.
– Какие обследования должен проходить здоровый человек, чтобы распознать раковую опухоль на ранней стадии?
– Конкретные обследования каждому отдельному пациенту должен назначать врач, потому что все это очень индивидуально. Но есть и общие нормы: например, необходимо один раз в год проходить полное обследование – общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи, ультразвуковое исследование брюшной полости и малого таза, а также делать снимок легких.
Дальше мужчины от 50 до 65 лет обязательно делают онкомаркер предстательной железы (ПСА), а женщины от 50 до 70 лет – рентгеновскую маммографию один раз в два года. Мы определяем не только нижнюю, но и верхнюю границу возраста, так как многие виды опухолей развиваются медленно, 15-20 лет и более. Хотя мы сейчас можем удалить предстательную железу и у 90-летнего мужчины, качество его жизни после операции может существенно снизиться, а преимуществ в продолжительности жизни он не получит.
Один раз в жизни в 50 или 60 лет необходимо пройти тотальную колоноскопию под наркозом. Конечно, это неприятная процедура, но благодаря удалению полипов в ходе этой процедуры можно на 70% предотвратить развитие рака толстой кишки, который, кстати, выходит на 3-е место в мире.
И еще одно серьезное заболевание – рак шейки матки, заболеваемость которым у нас, к сожалению, растет, хотя должна снижаться. Этот рак вызывается вирусом папилломы человека (ВПЧ), который передается половым путем и сейчас есть у многих молодых женщин. Тут тоже есть свое решение – против ВПЧ разработаны вакцины, и некоторые страны сейчас идут по пути принудительной общей вакцинации всех девочек 12-13 лет до начала половой жизни. Таким способом можно вообще ликвидировать этот рак. У нас эта вакцина тоже доступна, и родители сами решают, прививать ли своего ребенка. Если женщина не привита, то с возраста 25 лет необходимо ежегодно проходить осмотр гинеколога с цитологическим исследованием мазка из шейки матки.
Очень важно знать, что большинство злокачественных опухолей характеризуются медленным течением на начальных стадиях и от появления опухоли до возникновения первых симптомов проходят десятилетия, а вот уже когда опухоль достигла значительных размеров, то ухудшение становится стремительным. Таким образом, при ответственном отношении к своему здоровью и хорошей диагностике у нас есть достаточно большой промежуток времени, чтобы обнаружить и вылечить злокачественную опухоль на ранней стадии.