Депутат Палаты представителей Игорь Марзалюк заявил в эфире телеканала СТВ, что "Жыве Беларусь" – это калька "Зиг хайль". Денис Мартинович (TUT.BY) рассказывает, как было на самом деле.
Как появилось словосочетание "Жыве Беларусь"?
Историк Алексей Кавка видит истоки этого лозунга-девиза в середине 19-го века. Некоторые участники восстания Кастуся Калиновского использовали следующий пароль: "Каго любіш? – Люблю Беларусь. – Так узаемна".
Но впервые такое сочетание появилось в финале стихотворения Янки Купалы "Гэта крык, што жыве Беларусь", которое было написано в 1905-1907 годах (как раз в эти годы в Российской империи происходила революция).
А вот як не любіць гэта поле, і бор,
І зялёны садок, і крыклівую гусь!..
А што часам тут страшна заенча віхор, —
Гэта енк, гэта крык, што жыве Беларусь!
Кроме Янки Купалы, это выражение активно использовали и другие поэты, которые печатались в газете "Наша Ніва". Неудивительно, что в 1911 году в редакционной заметке этого издания отмечалось (цитируем по оригиналу):
"Расьце беларускі нацыянальны рух, будзяцца да новага, уласнага жыцьця забытыя ўсімі ўбогія беларускія вёскі; будзяцца і пачынаюць пазнаваць свае нацыянальнае імя нашы мястэчкі і месты. Будзіцца аграмадны крывіцкі абшар родных гоняў, лугоў і лясоў, і ў песьнях народных песьняроў грымне, што "жыве Беларусь!".
Как этот лозунг использовался до Великой Отечественной войны?
Очень активно. Но перед тем как ответить на этот вопрос – небольшое отступление.
В 1917 году в Минске состоялся I Всебелорусский съезд. Белорусские чиновники неоднократно подчеркивали его значимость.
– Это народное собрание продемонстрировало важнейшие ценности, значимые для нас до настоящего дня: свое государство, его социальный характер и тот факт, что только народ, его воля, коллективный разум и лидеры могут стать подлинным источником независимости, – заявлял в 2017 году Александр Лукашенко.
– Упершыню, пасля доўгіх стагоддзяў, беларускі народ прадэманстраваў сваю волю да самавызначэння, упершыню была агучана ідэя беларускай дзяржаўнасці. І ад гэтай ідэі, ідэі Усебеларускага з’езда, ідзе практыка Усебеларускіх сходаў, – говорил в эфире ОНТ сам Игорь Марзалюк в том же 2017-м.
Но именно на этом съезде звучал лозунг "Няхай жыве вольная Беларусь!"
Во времена довоенной БССР этот лозунг не потерял своего значения. Только использовался в варианте "Няхай жыве савецкая Беларусь!".
Уточним, что лозунг использовался и после Великой Отечественной войны (как вы можете увидеть на плакате выше).
Как лозунг использовался во время войны?
Апелляция к временам нацистской оккупации – любимый прием белорусских пропагандистов. К сожалению, не избежал его и доктор исторических наук Игорь Марзалюк.
– Можна, канешне, спасылацца і на вершы Купалы, і на вершы Пімена Панчанкі, дзе ёсць гэта словаспалучэнне. Але калі мы кажам не пра словаспалучэнне, а пра прывітанне, то мы адкрываем статут Саюза беларускай моладзі і бачым, што калі вы ніжэй па статусу, вы падыходзіце да старэйшага і вітаецеся: "Жыве Беларусь", прычым выкідваеце руку – зігуеце. А вам у адказ ваш начальнік лаканічна адказвае: "Жыве". Такое прывітанне, як калька "Зіг хайль!", стала кананічным у часы нямецка-фашысцкай акупацыі БССР, а потым стала ўстойлівым, нармальным словаспалучэннем для беларускай эміграцыі, якая ў Канадзе, у Штатах яго выкарыстоўвала, – заявил Марзалюк в эфире СТВ.
Действительно, во время войны на оккупированной Беларуси была создана такая организация. Произошло это летом 1943-го, за год до освобождения. Да, члены СБМ действительно зиговали. Но на пике численность СБМ составляла 12,6 тысячи человек, да и то часть из них позже перешла к партизанам.
Одновременно этот же лозунг использовали и по другую сторону баррикад.
– Сторонники БССР, а затем партизаны и подпольщики в годы Великой Отечественной войны провозглашали: "Няхай жыве савецкая Беларусь!", – писала в 2007 году газета "СБ. Беларусь сегодня".
Во время войны появилась песня-марш белорусских партизан. Ее краткий фрагмент цитирует в своем исследовании Э. Тумас, концертмейстер кафедры хорового и вокального искусства Университета культуры и искусств. Мы дадим более подробную цитату:
Ніколі не згіне ад лютых пажараў
вялікі і слаўны наш Край.
У бой за Радзіму збірайся, таварыш,
ідзі партызаніць у гай.
На прускага ката
за вёску і хату
кліч помсты народнай заве.
Ідуць у атаку лясныя салдаты,
грукочуць гранаты, грымяць аўтаматы –
жыве Беларусь! Жыве!
Этот текст можно найти в полном собрании сочинений классика белорусской литературы Пимена Панченко. Речь идет о переводе с русского языка "Партизанского марша" русского поэта Алексея Суркова.
Том, где было опубликовано стихотворение, вышел в 1981 году тиражом 17 тысяч экземпляров. Лозунг "Жыве Беларусь" никого не смутил.
Как лозунг "Жыве Беларусь" снова стал актуальным
После войны лозунг активно использовался в эмиграции, а в БССР отошел на второй план. Актуализировал его Белорусский народный фронт и политические события конца 1980-х – начала 1990-х годов.
Но после прихода к власти Александра Лукашенко лозунг "Жыве Беларусь" повторил судьбу бело-красно-белого флага: государственные СМИ начали отождествлять их исключительно с оппозицией (в целом) и с БНФ (в частности). И это восприятие доминировало на протяжении долгого времени и повлияло на отношение части общества к национальной символике и этому лозунгу.
В десятые годы этот же лозунг снова вернулся на повестку дня. Оппозиция в старом понимании этого слова была практически полностью разгромлена. В 2010-е годы партии (в том числе и БНФ) перестали формировать повестку дня. При этом политически активные белорусы продолжали выходить на политические акции с национальной символикой и скандировали: "Жыве Беларусь!" В результате и национальный флаг, и лозунг перестали восприниматься исключительно как оппозиционные.
Благо с 1990 года он регулярно печатается на первой полосе "Народной газеты", которая являлась изданием парламента. Напомним, депутатом Палаты представителей как раз является Игорь Марзалюк.
Наконец, с 1990-х годов прошло время. Выросло новое поколение, которое училось уже в независимой Беларуси, изучало историю и литературу своей страны и было способно делать выводы самостоятельно.
– "За Беларусь!", "Жыве Беларусь!" или "Квiтней, Беларусь!" – в сущности одно и то же разными словами. Неужели желать процветания своей стране, утверждать, что она живет (не умирает, не гибнет – боже упаси!), – нечто из ряда вон выходящее или, еще не хватало, исключительное право неких партий? Что же получается, нормальному человеку, не зацикленному на политике, и сказать пару хороших слов о собственной стране нельзя? – риторически вопрошала в 2007 году "СБ. Беларусь сегодня". – Любовь к родине, национальное сознание или, если хотите, "свядомасць" в наши дни – нормальное состояние каждого белоруса.