На следующий день после выборов 10 августа на Центральной площади в Горках собралось около 80 человек. Они общались между собой, не шумели, не выкрикивали лозунги, не поднимали флаги и плакаты. Однако около 15 человек были задержаны силовиками в полной экипировке, со щитами и дубинками. Трое задержанных рассказали, как это было и что случилось дальше.На следующий день после выборов 10 августа на Центральной площади в Горках собралось около 80 человек. Они общались между собой, не шумели, не выкрикивали лозунги, не поднимали флаги и плакаты. Однако около 15 человек были задержаны силовиками в полной экипировке, со щитами и дубинками. Трое рассказали, как это было и что случилось дальше.
"Идем и слышим крик: "Взять их!"
Семья Дорониных оказалась рядом с Центральной площадью 10 августа, потому что решили съездить в магазин. Приближаясь, увидели автозаки, поэтому решили выйти из авто и пойти пешком. Заметили, что на площади никого нет, а люди стоят уже возле кинотеатра.
"Мы шли, ничего не скандировали, порядок не нарушали. И даже если на площади что-то и было запрещено и про это кого-то предупреждали, то мы этого никак не могли услышать", – объясняет Наталья.
"Идем, никого не трогаем – и тут крик: Взять их!".
Дальше все произошло быстро. Омоновцы (или просто милиционеры в экипировке?) побежали на Дорониных. Муж Сергей начал кричать, чтобы жену Наталью и ребенка не трогали. Сергею заломили руки, повалили лицом на асфальт и стали избивать дубинками. Как говорит Наталья, на мужа набросились стразу трое, столько же на сына Стаса. Меня двое схватили, а один следом шел.
"Я стала кричать: Что вы творите? Такого нельзя делать! Позор. Тут слышу еще и младший сын с криком "мама!" бежит на нас. Два человека прижали ребенка к зданию, а третий ударил дубинкой. Я кричала, чтобы его отпустили, он же несовершеннолетний!"
Семью Дорониных посадили в автозак. У Сергея возле уха была кровь, у младшего сына (ему 15 лет) шла кровь из носа. Женщина пыталась потребовать скорую, но милиционер сказал, что с ее сыном все в порядке. Наталья возразила: "У вас есть медицинское образование, чтобы так говорить?" Но это ничего не дало. В РОВД также отказались вызвать скорую помощь. Медицинское освидетельствование и Сергей, и Стас прошли после подачи заявлений в Следственный комитет. А в поликлинику попали, когда вышли из ИВС.
В ИВС задержанных перевели в третьем часу ночи, перед этим проводили неприятную процедуру досмотра. Наталья вспоминает, как одной из задержанных женщин с инвалидностью третьей группы, не давали воду в "обезьяннике". А еще помнит 19-летнюю девушку, которую привезли в "обезьянник" только за то, что она на площади сидела на лавочке с парнем.
Младшего сына Дорониных отпустили и передали бабушке.
Наталья говорит, что муж с адвокатом смотрел видео, из которого было ясно, что Дрониных на площади не было, но суд отказался принимать этот аргумент.
В итоге Наталья по двум статьям (23.34 КоАП РБ "Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий", 23.4 КоАП РБ и в соответствии с ч.2 7.4 "Наложение административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений") получила штраф в 40 базовых величин, Сергей – 15 суток, а их сын Стас – 12 суток.
Муж, сын, да и сама наша собеседница написали заявления в Следственный комитет по поводу необоснованного применения физической силы – решили действовать законным путем. Объясняет, что в таких случаях обязательно нужно пройти медицинское освидетельствование, пока остались следы, подать заявление в Следственный комитет по поводу неправомерного применения физической силы и обязательно обжаловать приговоры.
Она вспоминает, что после выхода из изолятора было очень тяжело, но она собралась, ведь нужно было позаботиться не только о тех, кто сидел в тюрьме, но и о младшем сыне. С ним Наталья поехала в понедельник 17 августа к судмедэксперту в Мстиславль, потому что горецкий пошел в отпуск. С мужем поехала на компьютерную томографию головного мозга во вторник 18 августа. Хоть это процедура платная, врач отказался брать деньги.
"Медики в этой ситуации поступают очень смело и мужественно, судя по всем каналам информации, что мы смотрим. Как с коронавирусом, так и здесь они оказываются на переднем плане. Люди в белых халатах – люди с большой буквы", – убеждена Наталья.
"Мужык стаў жонку бараніць – яму дубінкай далі. Гэта быў жах!"
Андрэй Юркоў патлумачыў, што прыйшоў 10 жніўня на Цэнтральную плошчу ў Горках, бо ўсё сваё жыццё называе барацьбой за свабоду. Раней не раз у сацыяльных сетках прапаноўваў людзям мірна збірацца, але часцей прыходзіла некалькі чалавек. "Столькі разоў клікаўшы іншых, як я сам мог не з'явіцца?" – кажа суразмоўца.
Прызнаецца, што быў уражаны, што ў той вечар сабралася некалькі дзясяткаў тых, хто перамог свой страх.
На пытанне, чаму быў затрыманы, адказвае так: "Неадэкватнасць уладаў". Лічыць, што вырашылі папалохаць людзей.
Успамінае, што было ў аўтазаку: пяць мужыкоў сядзяць і разважаюць: "Ну, прыплылі". А потым пачалі цэлую сям'ю туды грузіць.
"Мужык стаў жонку бараніць, яму дубінкай і далі. Гэта быў жах! Канечне, міліцыянеры – проста вінцікі сістэмы, але яны, безумоўна, нясуць адказнасць за свае дзеянні", – разважае наш суразмоўца.
У Горках у адрозненні ад некаторых гарадоў Беларусі затрыманых не катавалі. Праўда, адной жанчыне адмаўляліся перадаваць таблеткі, ваду, якую ёй трэба было рэгулярна піць.
На судзе наш герой спрабаваў дыскутаваць з суддзёй, тлумачыў, што Канстытуцыя вышэй за любыя рашэнні мясцовых уладаў. Звяртаў увагу на тое, што на плошчы ніякіх лозунгаў не выкрыкваў.
Вынік – 12 сутак па двух артыкулах: удзел у несанкцыянаваным мітынгу і непадпарадкаванне супрацоўнікам міліцыі.
Праўда, увесь тэрмін не адбыў – вызвалілі нечакана праз некалькі дзён.
Чаму? Андрэй Юркоў лічыць, што дапамагла салідарнасць людзей, якія рабілі далей мірныя акцыі ў Горках і аўтамабілістаў, якія штодня сігналілі ў падтрымку.
"Не думаю, што нашы мясцовыя чыноўнікі ці міліцыянеры прагнуць насілля – проста жадаюць захаваць зручную для іх сістэму, хоць там і шмат людзей, якія таксама хочуць перамен да лепшага".
Пра тое, што людзі працягваюць выходзіць на мірныя акцыі па ўсёй Беларусі Андрэй кажа, што гэта вельмі добра: "Няхай моладзь рухае гэта ўсё наперад, ім жыць у Беларусі, а мы дапаможам чым зможам".
"Потому что нужны перемены"
Владимир Степанов в день выборов 9 августа повесил на своем собственном балконе бело-красно-белый флаг с гербом "Погоня". Зачем? Говорит: "Потому что в стране нужны перемены".
Когда вернулся домой, обнаружил, что флаг исчез. О том, что полотно попало в РОВД, узнал на следующий день, когда брат сказал, что Владимира искала милиция и оставила номер телефона. Степанов позвонил и его пригласили на беседу.
Там попал к участковому, который составил протокол и Владимира задержали. На суде вынесли приговор по статье 23.34 "Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий" – получил административный арест на десять суток.
Избиений и издевательств над задержанными, как это было в других городах Беларуси, в Горках не было – говорит наш собеседник. Обращались со всеми нормально, правда, люди жаловались на тюремную еду, а Владимиру отказывались передавать ту, которую принесли близкие, пока он не заплатит за все дни ареста.
Объявил, что досрочно отпускают, начальник горецкой милиции. Правда, дали подписать документ, что если в течение года поймают на митинге, то будет уже уголовная статья.
Обжаловать решение суда Владимир будет в Могилеве. Чтобы вернуть деньги за оплаченные, но неотсиженные сутки, нужно подать заявление на имя начальника милиции.
Флаг, кстати, нашему собеседнику вернули, потому что, как оказалось, он не является материалом административного дела.
В понедельник 17 августа Владимир Степанов пошел в суд, чтобы взять разрешение на фотографирование своего дела. Там выяснилось, что к делу были прикреплены снимки с его страницы в Инстаграм. Это фото флага на балконе и фото, на котором наш собеседник был в бело-красно-белой маске (этот снимок появился в соцсети еще в июне).