Всю свою жизнь Александр Градусов работал художником – сначала в российском городе Мончегорск Мурманской области, а потом и в Горках. Рисовал афиши для горецкого кинотеатра и цветы на автобусных остановках по всему району. На пенсии решил украсить стены своей квартиры – и превратил одну из них в березовую рощу.
Портрет бабушки углем
Александр Григорьевич родился в 1952 году недалеко от Горок – в деревне Краснопольцы Оршанского района. Когда ему было меньше года, вся семья переехала на север России – в Мурманскую область. Уже там в школе совсем маленький мальчик заинтересовался рисованием. К этому у нашего героя был талант – в четвертом классе писал маслом и даже нарисовал художественным углем портрет бабушки.
До сих пор вспоминает, что тогда никто поверить не мог, что он так умеет. Ходил на рисование в школе, в студию при местном Доме пионеров. Тогда же заинтересовался деревом – начал на фанере вырезать гравюры – сам их называет литографиями.
Но не всегда учил уроки, хоть и знал, что точно должны вызвать. Развитая интуиция помогала (особенно перед праздниками) не получать двойки. Сидит Саша на уроке, уверенный в том, что точно будет рассказывать материал, но внутри себя чувствовал, что сейчас должна прийти директриса. И точно! Приходит, зовет юного художника на украшение школы к праздникам.
Тогда все делалось вручную
На первой своей работе Александр Градусов после окончания школы использовал свой талант – стал художником-оформителем в Мончегорске Мурманской области. Рисовал киноафиши. Это сейчас их сделать проще: распечатал – и готово. Тогда же все это делалось вручную. Причем для каждой афиши – свой мотив и сюжет. Фильмы же разные!
Потом также художником работал в Клубе горняков, на комбинате "Североникель". Например, нужно было рисовать инструкции по технике безопасности, делать отметки на кранах и все, что связано с кистями и красками.
В то время довольно часто удавалось выбираться на природу в поселок Ловозеро к озеру Имандра и наблюдать за местными оленеводами.
Портреты Ленина для трех секретарей
В 1979 году, когда нашему собеседнику было 27 лет, он переехал в Горки – пригласили работать в "Пищеторге". Говорит, что тогда заметил, что люди у нас более грубые. На Севере же, последнее отдать готовы. Например, можно было смело оставлять дом открытым – еда не пропадала. Если и возьмут что-то из продуктов, то обязательно оставят что-то взамен.
В "Пищеторге" случайно узнали о художественном таланте нового сотрудника и после этого он начал оформлять горком партии. Трем секретарям сделал литографии портрета Ленина, украсил актовый зал.
Так его заприметил директор Комбината бытового обслуживания (проще говоря, Дома быта) и предложил работу. Александр Григорьевич согласился. Теперь вспоминает и говорит, что именно тогда смог по-настоящему работать как художник. Например, делал витражи из цветных пленок.
На этом месте трудился 12 лет, но потом начались сокращения. Чтобы не попасть под одно из них, Александр Григорьевич с товарищами решил организовать производство по отделке мебели, созданию различных картин и других украшений для интерьера. Директор к этому отнесся положительно и обещал даже дать машину, чтобы мастера смогли сами продавать свои работы. Сказал, чтобы они оплатили все расходы, заплатили за помещение, а прибыль оставляли полностью себе. Но когда дело дошло до конкретного разговора, все оказалось не так.
Рисовал разметку на дорогах
Так товарищи остались ни с чем. Александр Григорьевич с тех пор начал работать художником-оформителем в горецком кинотеатре "Крыніца". Платили немного, а график был напряженный. Утром к шести часам шел на работу, там рисовал, потом приходил на пару часов домой, а после был механиком на киносеансах в ДК.
Красивые афиши, которые многие жители Горок сейчас вспоминают с ностальгией, – это далеко не все, что в это время и после, уже работая на ДЭУ-75, делал Александр Григорьевич. Те самые цветочные остановки в районе – его рук дело. Попросили раскрасить к местным "Дажынкам" в Паршино уже много лет назад. Поэтому нашему герою теперь вдвойне обидно, когда эти рисунки уничтожают, когда пишут что-то краской из баллончиков.
Еще в горецкой больнице, в детском отделении, раскрасил одну палату и коридор. Настолько хорошо вышло, что ребятня непременно хотела лечиться именно там. Приложил свою кисть к детскому саду "Солнышко". Теперь и не знает, что из этого сохранилось.
Когда работал на ДЭУ-75, вручную рисовал всю разметку на дорогах. Особенно сложно было с большими знаками "Осторожно, дети!", которые обновляли перед каждым новым учебным годом. Размер одного такого обозначения – два с половиной метра!
Вырезал литографию больше месяца!
В последнее же время (после выхода на пенсию) больше всего занялся литографией. Конечно, холсты маслом тоже появляются из-под кисти Александра Григорьевича, но чаще инструментами служат резцы по дереву.
Главные мотивы творчества – просто красивая природа (например, обычная грунтовая дорога рядом с лесом, весенняя река с плывущим льдом, два рыбака) и Север. Самая большая работа в коллекции – озеро Имандра с лосем на берегу. Про этот водоем наш герой слышал легенды и даже написал стихотворение. Сама же литография внушительных размеров – полтора метра на 90 сантиметров. Вырезать пришлось больше месяца.
Или гора Хибины – настоящий природный феномен. Придешь зимой в солнечную погоду – у подножия холодно, а на вершине хоть загорать можно в одних плавках!
"Две матери" – олениха и ее олененок, коренная жительница Севера со своим ребенком. Детишек Александр Григорьевич вспоминает с улыбкой – такие они смешные! Маленькие, укутанные в шубы из оленьей шкуры. Больше на медвежат похожи.
Настоящая картина на куске фанеры
Литографии делать довольно сложно. Нужно взять фанеру "десяточку" (толщиной 1 сантиметр). Потом разрезать на будущие полотна. Отшлифовать, чтобы поверхность была гладкой. Нанести черную краску, наметить рисунок – и дать волю фантазии и резцам в руке. Главное – сильно не увлекаться. Потому что одно неловкое движение – и работа может быть насмарку.
Знакомые всегда поражались и до сих пор поражаются терпению Александра Григорьевича и его умению делать картины из такого простого материала.
Березовая роща на стенах
Еще в последнее время наш собеседник решил украсить квартиру. Так в зале появилась березовая роща, а в прихожей – ручейки. Все это Александр Градусов рисовал или на голой стене, или на обоях. Это не только красиво, но и довольно практично – можно просто протереть сырой тряпочкой и снова будет чисто.
Правда, на время праздников работу остановил. Верит, что в такое время нельзя выполнять такой грандиозный труд. Это у него от бабушки – та его научила гадать и заговаривать.
На Севере последнее готовы отдать
Выставок у Александра Григорьевича почти не было. Про одну из них писали уже десять лет назад! Один раз попытка организовать экспозицию в местном музее была, но до реализации дело так и не дошло.
Да и работ, возможно, маловато – немногим более 20. Все потому что наш собеседник часто просто дарит их своим гостям.