пан, 17.06.2019
USD2.07|EUR2.33|RUB3.21
Горкі, Дрыбін, Мсціслаў у Viber Горкі, Дрыбін, Мсціслаў у Instagram Горкі, Дрыбін, Мсціслаў у Аднакласніках Горкі, Дрыбін, Мсціслаў ва УКантакце Горкі, Дрыбін, Мсціслаў у Twitter Горкі, Дрыбін, Мсціслаў у Facebook Атрымлівай нашы навіны на e-mail

Картина, достойная кисти художника. В поисках утраченного. Мстиславские традиции

25.05.2018 – 17:58 | 970 | 4

Мстиславль – один из старинных городов Беларуси. В его долгой жизни бывало многое – взлеты, падения, забвение... К началу ХХ века он представлял собой довольно скромное провинциальное поселение, когда, казалось, мало кто уже помнил о славном его прошлом, о том, что еще в 1634 году король Владислав IV предоставил Мстиславлю большое Магдебургское право и печать с изображением меча и щита. Но, к счастью, находились люди, заинтересованные и увлеченные историей на тот момент скромного уездного центра Могилевской губернии. В сборнике "Записки Северо–Западного отдела императорского Русского географического общества" за 1912 год, изданном в Вильне, автор В.Краснянский пишет: "...город лишь отдыхал от бурной боевой жизни, тая в себе былые силы, чтобы возродиться для новой жизни... Это возрождение для Мстиславля наступает с началом ХХ века. Здравый практический ум подсказал мстиславцам, что в данное время воскресить остановившуюся жизнь родного города можно лишь двумя средствами: поднятием уровня образования городского населения при помощи средних учебных заведений города и уничтожением оторванности от всех культурных и торговых центров посредством проведения через Мстиславль железной дороги. Вопрос о железной дороге и до сих пор остается открытым; и мстиславцы то окрыляются надеждами, то временно падают духом, тем не менее упорно идут к намеченной цели, напрягая все силы к ея осуществлению". И далее автор с удовлетворением констатирует: "...надежды, которые возлагали на учебныя заведения, не обманули... Прилив новых интеллигентных сил, прилив новых капиталов оживил город".

Среди прочих важных факторов в организации активной городской жизни необходимо выделить религиозную, духовную составляющую. Как и везде по Беларуси, в Мстиславле переплелись этносы, языки, культуры, верования.

"Своим положением Мстиславль и до сих пор свидетельствует о том умении и вкусе, с каким в старину выбирали места для постройки городов. Благодаря высокому положению город ярко вырисовывается со своими церквами и садами уже за 10 верст, с какой стороны ни приближаешься к нему, и представляет картину, достойную кисти художника", – писал В.Краснянский. И представил подробнейший отчет о том, что можно увидеть в городе на рубеже XIX – XX веков, что ушло, порой буквально кануло в историю – долгую и непростую, а что все еще соединяло мстиславские времена. Например, замечает он, "живыми памятниками мстиславской старины являются лирники-нищие-певцы, распевающие стихи религиозного содержания под аккомпанемент своеобразного инструмента – лиры. И до настоящего времени торжки, ярмарки и храмовые праздники редко обходятся без них". Вот уж действительно явление редкое, идущее из глубины веков.

Православие, католицизм, униатство, иудаизм – все нашло отражение в мстиславской палитре веры. По-разному складывались за столетия отношения между конфессиями, которые, конечно же, между собой соперничали и даже боролись за новых приверженцев, за умы и души людей. Но бесспорно: каждая из церквей внесла свой заметный вклад в развитие культуры и духовности мстиславской земли, придав ей своеобразия и уникальности.

Что касается вероисповеданий, "в Мстиславском воеводстве в XVI веке процветали три оплота православия: Пустынский, Онуфриевский и Николаевский Нагорный монастыри, а в городе было более десятка храмов: соборы Троицкий и Спасский и церкви – Преображенская, Никольская, Ильинская, Богословская, Афанасьевская, Пятницкая, Успенская. Из этих церквей до настоящего времени не сохранилось ни одной", – пишет Краснянский. Одним из важнейших духовных центров стал широко известный Тупичевский монастырь. В начале ХХ века город украшал красивейший православный Николаевский собор. Действовало духовное училище.

Кстати, на плане 1912 года Мстиславль выглядит этаким мини-Нью-Йорком – его улицы пересекаются преимущественно под прямым углом, деля поселение на правильные, четырехугольные по форме кварталы с базаром в центре. Вот только названия улиц – не "первая", "вторая", "третья" и т.д., а заимствованы от расположенных на них или вблизи храмов и монастырей: православных – Афанасьевская, Спасская, Крестовая, Михайловская, Соборная, Монастырская, Пустынская; католических – Кармелитская, Бернардинская...

Александро-Невская церковь находилась на углу Смоленской и Киевской улиц. Ранее на этом месте стояла одна из древнейших церквей города Афанасьевская. В ограде Александро-Невской церкви, сообщает автор, сохранились следы подземного хода, соединявшего когда-то бернардинский монастырь с иезуитским, а по преданию, даже с пустынским монастырем (в 8 верстах от города). Но "ход этот не исследован; ввиду опасного состояния подземного хода и неоднократных попыток молодежи проникнуть в него вход в подземелье закрыт".

"Свято-Троицкая приходская церковь, до 1877 года бывшая Соборной, на настоящем своем месте, по Площадной улице, существует сравнительно недавно – с 1834 года, причем, сильно пострадав от пожара 1858 года, она была возобновлена в нынешнем ее виде в 1865 году; но Свято-Троицкий приход принадлежит к числу древнейших в Мстиславле: церковь во имя Святой Троицы была поставлена во дворе княжеском в 1463 году мстиславским князем Иваном Юрьевичем и княгинею Иулианиею ...Этот храм, как и сам княжеский двор, находился на холме, лежащем на северо-запад от Замковой горы и отделенном от него глубоким рвом. По имени находившихся на нем Троицкого собора и Николаевского нагорного монастыря холм этот, как уже сказано выше, в актах XVI – XVII веков и в межевой книге города Мстиславля 1783 года называется Свято-Троицкой Николаевской горой".

Как свидетельствует автор очерка, "против Замковой горы, на углу Афанасьевской улицы, расположен красивый каменный костел. Возникновение его относится к началу XVII века. На фасаде его имеется и дата основания. 29 апреля 1614 года Сигизмунд III дал фундуш на содержание "мирских приходских" ксендзов при существовавшем тогда в Мстиславле фарном костеле. В 1637 году при этом костеле был устроен кармелитский монастырь. В первой половине XVIII века и мстиславский католический приход, и фундуш, ему данный, оскудели, а приходской костел пришел в совершенный упадок, при костеле не было даже настоятеля. В 1746 году Август III решил восстановить приход и отстроил костел заново, приписав его "по причине крайней скудости и недостаточности доходов" к вновь учрежденному им Кричевскому костелу. В конце XIX века костел был заново отделан..."

Отдельная заметная страница мстиславской истории связана с еврейским населением. "Ввиду того что еврейское население по численности своей является в городе преобладающим, в Мстиславле имеется 12 молитвенных иудейских домов, или школ: 3 каменных и 9 деревянных и одна каменная синагога, но все они позднейшей постройки. Наибольшей стариной и оригинальностью постройки отличается синагога на Казимировской слободе. Своим своеобразным видом она резко выделяется в ряду других построек и издали бросается в глаза. Время построения ее неизвестно, но старожилы–евреи считают ее очень древней и относят ее возникновение к тому времени, когда евреям селиться на городской земле было еще запрещено (то есть ко времени до 1636 года)".

Вообще, по сведениям Краснянского, более половины населения Мстиславля – иудеи; христиан немногим более 40 процентов, почти исключительно православного вероисповедания; католиков среди городского населения "ничтожное количество".

"В составе населения Мстиславля преобладающим сословием являются мещане и цеховые, около 80 процентов, и затем крестьяне, около 8 процентов; остальные сословия: дворяне, духовные, купцы, военные – все вместе составляют лишь около 12 процентов. Мещане и крестьяне, отчасти дворяне, составляют коренное население, остальные сословия большею частью являются пришлым элементом. Коренные мстиславские мещане, крестьяне очень характерны и по своей наружности, и по языку, твердо сохраняющему в себе отличительные особенности белорусского наречия: твердое "р", гортанное "г"... И язык их мало чем отличается от языка актов XVI века. Мстиславские евреи–мещане тоже очень своеобразны: многие из них обелорусились и по наружности, и по языку до такой степени, что их трудно отличить от белоруса мещанина или крестьянина. В городе немало евреев, которые из Мстиславля никуда не выезжали и других городов не видели. В Мстиславле евреям было дозволено селиться на городской земле еще с 1636 года при Владиславе IV, и уже в XVII веке они занимались в городе торговлей".

Даже сто лет назад автор очерка о Мстиславле В.Краснянский искренне сожалел: "Несмотря на то что Мстиславль существует боле 700 лет, памятников глубокой старины в нем почти не сохранилось. Только Замковая да Троицкая горы, Девичья и Панивойская горки да братские могилы, рассеянные в разных местах города, являются немыми свидетелями былой боевой славы города и всей его исторической жизни".

Но, как мы видели, он же писал: мстиславцы умеют и надеждами окрыляться, и к намеченной цели идти. Так что вперед, Мстиславль, в будущее!

Владимир Лиходедов, Галина Улитенок, sb.by

Открытки из коллекции В.Лиходедова

Падзяліцца

Абмяркуйце гэту навіну ў нашых групах:
Горкі, Дрыбін, Мсціслаў у Viber Горкі, Дрыбін, Мсціслаў у Instagram Горкі, Дрыбін, Мсціслаў у Аднакласніках Горкі, Дрыбін, Мсціслаў ва УКантакце Горкі, Дрыбін, Мсціслаў у Twitter Горкі, Дрыбін, Мсціслаў у Facebook